Ростуризм меняет правила страхования
Ростуризм предлагает ввести обязательную медицинскую страховку для всех российских туристов, выезжающих за рубеж. Стандарты страхования будут установлены на уровне закона. Пока медицинская страховка с регламентированным покрытием страховых случаев обязательна только для въезда в Евросоюз. Туроператоры сомневаются в эффективности идеи: для пьяных туристов страховка недействительна.
«Ростуризм считатет необходимым на законодательном уровне определить минимальные стандарты страхования выезжающих за рубеж российских граждан, включающие в себя также оказание необходимой правовой помощи в стране временного пребывания», -- говорит заместитель руководителя Ростуризма Евгений Писаревский.
Общий стандарт страхования туристов, выработанный Ассоциацией туроператоров России, предусматривает лимит ответственности страховщика $15--30 тыс. в зависимости от программы. Страховка не предусматривает франшизы и покрывает хирургические и больничные услуги, экстренную стоматологическую помощь, медицинскую транспортировку и перевозку останков в случае смерти, расходы по срочному визиту третьего лица в чрезвычайной ситуации, расходы по эвакуации детей и расходы, связанные с неожиданным возвращением в Россию. Рекомендуемый размер страхового покрытия в таких странах, как Египет, Турция, Кипр, Сингапур, Таиланд, составляет $30 тыс., а в США, Канаде, Австралии, Японии -- $50 тыс. «В Турции операция с транспортировкой обойдется в $12 тыс. Если человек некоторое время проведет в больнице, сумма в $15 тыс. может оказаться недостаточной – госпитализация за рубежом обойдется очень дорого», -- посчитали в страховой компании «Цюрих. Розничное страхование».
Туроператоры, не входящие в АТОР, сейчас не обязаны брать на себя обязательства по обеспечению такого страхового покрытия. Часто на массовых направлениях -- Турция, Египет и Юго-Восточная Азия -- страхование туристов носит формальный характер и не покрывает основных рисков туристов.
Генеральный директор Astravel Валерий Лощиц поддерживает идею Ростуризма: «Страховка с покрытием $25 тыс. стоит $1 в день. Экономить на ней несерьезно, поскольку за границей мы ничем не защищены. Что касается юридических услуг – не уверен, что к ним нужно принуждать с помощью оплаты. Необходимо давать туристам памятку с телефонами служб, в которые они могли бы позвонить в случае необходимости». Страховщики говорят, что организовать правовую поддержку за границей довольно сложно. «Для этого нужно в каждой стране организовать представительство юридической компании. Это можно свести к консультациями юриста международного уровня по телефону, но эта услуга есть уже сейчас. На самом деле услуг много, но они находятся в замороженном состоянии и ждут, когда человек о них спросит», -- говорит заместитель директора департамента страхования путешествий «Цюрих. Розничное страхование» Тимур Целуйко.
По мнению директора по развитию GTI Али Ганиева, страховка не решит проблем российских туристов: «Не страховые компании нужно трясти, и не туроператоров. Во-первых, нужно повышать самосознание граждан. Туристы задают турагенту вопросы о барах и ресторанах, но ни один не спрашивает: какая страховая компания? Какое покрытие? Есть ли франшиза? Наш турист не читает страховку, он едет, напивается и попадает в аварии. А в нетрезвом виде страховка недействительна. Мне кажется, должно быть принято соглашение на межгосударственном уровне. В экстренных случаях государство должно помогать своим гражданам, поскольку эти граждане платят налоги, и посол должен решать их проблемы».
Наличие страховки с регламентированным страховым покрытием является условием въезда в страны Шенгенского соглашения. По словам Тимура Целуйко, все остальные страны, даже США, страховку не требуют. Тем не менее большинство туроператоров включают в пакет страховой полис: «Наличие страхового полиса – элементарная культура, принятая во всем мире. Мы обязательно включаем страховку в туристический пакет даже для стран с безвизовым режимом – Черногорию, Турцию, Египет, поскольку это страны с большим потоком, и регулярно возникают случаи, требующие страхового возмещения. Вы можете ей не пользоваться, но вычеркнуть ее нельзя, как нельзя вычеркнуть трансфер. Но вы можете пойти в другую фирму и купить тур без страховки», – говорит Валерий Лощиц.
«То, что предлагает оператор к пакету, -- это фикция. Оператор в погоне за стоимостью пакета минимизирует страховку – для него важен каждый цент, умноженный на сотни. Стремясь снизить стоимость страховки, он вводит франшизу, сокращает набор услуг, дополнительные услуги вообще не включает. В итоге качество продукта ухудшается. Желательно, чтобы турист приобретал страховку отдельно, у страховщика или его агента, чтобы иметь возможность посоветоваться и выбрать», -- отмечает Тимур Целуйко. По его словам, включение в пакет полноценной медицинской страховки не повлияет на стоимость тура: «$1 в день гарантирует туристу нормальные услуги. Сейчас страховка на две недели стоит $3, а так бы стоила $14, но покрывала бы все потребности туриста».