S&P дает России негативный прогноз
Рейтинговое агентство Standard & Poor's дает негативный прогноз по кредитному рейтингу России. Огромные денежные вливания в финансовую систему могут привести к национализации значительной части экономики и выходу макроэкономической ситуации из-под контроля правительства. В таких условиях денег на пенсионную систему может не хватить.
Ранее прогноз был «стабильным». Феликс Эйгель из московского бюро S&P объяснил опасения возможным "ослаблением позиции государства как внешнего нетто-кредитора, в то время как прогнозы роста экономики будут быстро ухудшаться, и это, вероятно, приведет к бюджетному дефициту в 2009 году".
Эксперты рейтингового агентства ждут негативного влияния на экономику России масштабных государственных инвестиций. Правительство уже решило выделить средства в размере около 15% от ВВП на поддержание ликвидности (увеличение капитала финансовых институтов, кредиты банкам, а также финансирование проблемных корпоративных долгов через ВЭБ). В четверг глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев заявил, что объем поступивших в ВЭБ заявок от российских банков и компаний на рефинансирование внешних займов превысил $100 млрд. Пока государство выделяет ВЭБу на эти цели половину -- $50 млрд.
«Пересмотр прогноза отражает вероятность понижения рейтинга, если затраты российского правительства на оказание поддержки банкам увеличатся в условиях возрастающего оттока капитала, поскольку доверие к финансовой системе и монетарной политике снижается, -- пишет кредитный аналитик Standard & Poor's Фрэнклин Гилл. -- Сейчас трудно определить, как поддержка, оказываемая банковской системе, повлияет на бюджетные показатели государства, не в последнюю очередь -- из-за неопределенности в отношении качества активов финансовых институтов». Профессор кафедры банковского дела ВШЭ Андрей Верников называет «дозы вливаемой в систему ликвидности» чудовищными.
Пока проблемы в банковской отрасли России не стали массовыми: санировать пришлось только «КИТ Финанс», Связь-банк и «Российский капитал». Агентство ждет роста числа дефолтов в корпоративном и финансовом секторе, «поскольку доступ должников к государственным источникам ресурсов будет различаться». Большую часть денег получают государственные и близкие к государству банки -- ВЭБ, Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк. Соответственно, эти банки получат возможность скупать проблемные активы по символической цене. Аналитики S&P задаются вопросом, «будет ли нынешняя концентрация финансовой системы в руках государства временной или постоянной».
Когда государство действительно хочет помочь, оно выкупает допэмиссию неголосующих акций и пытается найти нового частного собственника, вместо того чтобы перехватывать контроль над компаниями, соглашается с опасениями S&P Андрей Верников. «Меня тоже интересует, как это повлияет на темпы инфляции и стабильность национальной валюты, а значит, на способность государства в полном объеме выполнять свои обязательства», -- замечает он.
«Остается и неопределенность относительно того, как правительство будет реагировать на замедление экономического роста», -- признают в Standard & Poor's. У экспертов нет сомнений в том, что «политическое давление на руководство страны в отношении использования резервов будет нарастать. Использование денег из Фонда национального благосостояния для вливаний в финансовую систему они называют «рискованной стратегией»: «Это может исказить первоначальную задачу по использованию средств фонда на рекапитализацию пенсионной системы».
В этом случае агентство подходит к оценке рисков формально, сетует Евгений Гонтмахер, член правления Института современного развития: если фонд должен финансировать пенсионный фонд, а используется на помощь банковскому сектору, значит, страна ненадежная. «Но если с этим банковским сектором что-то случится, то и Пенсионный фонд накроется. Так что ситуация довольно сложная, и рынку тоже надо помогать», -- уверен он.
Андрей Верников не верит в пересмотр рейтингов России: «Они останутся на инвестиционном уровне». Но Евгений Гонтмахер замечает, что изменение прогноза -- это тоже «еще один неприятный сигнал для инвесторов, и без того покидающих Россию».
С 2002 года в России профицитный бюджет, а резервы огромны, напоминает Владимир Паньков, завкафедрой международных экономических отношений Высшей школы экономики. «Насколько их хватит, если кризис будет затяжным, -- это другой вопрос». Он не драматизирует ситуацию: «Инвестиционный климат в России хороший».