Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Sollers-FIAT не станет конкурировать с «АвтоВАЗом»

Альянс Sollers-FIAT создан в качестве противовеса для союза Renault и ВАЗа. Но модельные ряды автогигантов не пересекаются, и конкуренции в ближайшем будущем не предвидится.

11 февраля в Набережных Челнах состоялось подписание соглашения о создании совместного предприятия между российским Sollers и итальянским FIAT. А с учетом того, что FIAT недавно стал совладельцем американского Chrysler, то это СП можно считать трехсторонним. Таким образом, поставлена точка в интриге, возникшей пару месяцев назад. Тогда глава Минпромэнерго Виктор Христенко в телеинтервью сообщил о грядущем создании второго альянса в российском автопроме, в дополнение к Renault-«АвтоВАЗ».

Очевидно, что большая (если не сказать -- неприлично большая) задержка в утверждении программы развития автомобильной промышленности до 2020 года связана именно с этим фактором -- созданием противовеса альянсу Renault-«АвтоВАЗ». Также очевидно и то, что основная системная проблема ВАЗа -- отсутствие внятной конкуренции на внутреннем рынке в ценовом диапазоне до $9 тыс., не стимулирующее развитие предприятия, а, напротив, это развитие тормозящее. Судя по всему, создатели упомянутой программы-2020 (а в их число входят и представители Sollers) целенаправленно занимались подбором конкурента для ВАЗа. Сначала в этой ипостаси очень неплохо смотрелся ГАЗ в сотрудничестве с Opel.

Альянсов-конкурентов, чей объем производства и основной модельный ряд будут сопоставимы с вазовскими, могло бы быть и больше. Конечно, «объем, сопоставимый с вазовским» -- это как минимум полмиллиона автомобилей. Если говорить о трех крупных автохолдингах, то совокупный их объем -- 1,8-2,2 млн штук -- можно было бы продать только до кризиса, на волне спроса. Кризис же эту планку понизил ориентировочно до 1 млн машин, а восстановление рынка в параметрах первой половины 2008 года планируется не ранее 2015 года. Таким образом, трем крупным альянсам на рынке сейчас места нет. Что и неплохо: претендента из ГАЗа ввиду срыва сделки с «Опелем» не получилось. А Sollers заявил о возможном СП с FIAT еще в 2007 году, оставалось только дождаться закрытия сделки с Chrysler и оформления конкретных намерений по российскому рынку. Sollers удачно воспользовался моментом, получив господдержку «под кризис».

«Господдержка» -- ключевое слово в данной конструкции. Sollers завоевал это право не только обещанием составить конкуренцию ВАЗу, но и работой по автомобилизации Дальнего Востока, а также вполне успешной (хотя и скромной по масштабам) организацией производств в Набережных Челнах (SsangYong и FIAT) и Елабуге (Isuzu и FIAT). Поэтому выделяемые правительством РФ €2,1 млрд (просили €2,4 млрд) на постройку нового конвейера на 100 тыс. автомобилей не выглядят заоблачной суммой, напротив, это вполне коррелирует с размерами помощи «АвтоВАЗу». Остается неясной ситуация с модельным рядом СП. В какой степени он будет конкурентным тольяттинской продукции? Пока же не только Sollers, но и ВАЗ не определился с перспективным модельным рядом.

Здесь возникают вопросы. Ныне производящийся в Татарстане FIAT Albea ощутимо дороже прямых одноклассников из Тольятти и Москвы -- Lada Kalina и Renault Logan. Соответственно, нет особых надежд и на то, что планируемый к выпуску FIAT Linea окажется в одной ценовой нише с «Приорой». Может быть, ВАЗ к моменту запуска конвейера Linea сделает машину на платформе Renault В0? Да, сделает, но по плану это будет мелкосерийный универсал В-класса на базе Logan, явно не конкурентный итальянско-турецкому седану класса С Linea. Модели Chrysler вообще не из обсуждаемой категории.

Выходит, что в краткосрочной перспективе конкуренции не получится. Если только Priora не подорожает до уровня Linea, два альянса будут разведены по рыночным нишам. Более того, в создании конкуренции заинтересовано государство, но совершенно не заинтересованы сами альянсы. И обязать их делать машины с определенными параметрами вряд ли возможно, нет таких инструментов.

До сих пор слабыми местами бренда FIAT в России были высокие цены на запчасти и неразвитость сервисной сети. И у ВАЗа, и у Renault таких проблем нет, инфраструктура у них широчайшая. Sollers-FIAT ее еще предстоит создать, а будет это сделать посложнее постройки нового завода. Но в активе Sollers -- избыток энергии, необремененность долгами и выраженное желание создавать что-то новое. Вадим Швецов -- фигура сильная, к тому же имеющая определенные связи в правительстве РФ. Возможно, не такие крепкие, как у Сергея Чемезова, но, как видим, достаточные для получения карт-бланша.

Проект Sollers-FIAT пока чисто сборочный. О создании в перспективе некоего инженерного центра упоминалось, но невнятно и неубедительно. Напротив, ВАЗ -- полная чаша «компетенций», там можно спроектировать или модернизировать все, что угодно. Будет ли Sollers конкурировать с ВАЗом еще и на этом поле или разработка и адаптация моделей останется прерогативой итальянской стороны? Подтянут ли под нужды этого СП конструкторские отделы УАЗа и ЗМЗ?

И ключевой вопрос в деле снижения себестоимости -- локализация производства компонентов. Обещанные 50% российских комплектующих можно обеспечить только при условии локализации кузовной штамповки. Выйдет ли СП на объемы, при которых это будет выгодным? Хватит ли кредитных средств на завод полного цикла, со штамповкой и сваркой кузовов? Сумеет ли модель Linea продержаться на конвейере достаточно долго, чтобы окупить эти затраты?

Как видим, осмысливание СП Sollers-FIAT приводит к избытку вопросительных знаков. Безусловно, у проекта есть бизнес-план, в котором имеются и ответы. Но в подробности плана нас дальновидно не посвящают, предполагая, что с какого-то момента его придется адаптировать под изменившуюся действительность. В самом деле, никому доподлинно не известны параметры рынка (инфляция, ценообразование, спрос) даже на ближайшие месяцы, а прогнозирование в условиях кризиса -- занятие не самое благодарное. Поэтому и планы пишутся со значительной долей гибкости. И мы будем получать ответы на заданные вопросы постепенно, по мере реализации краткосрочных положений.

Полная версия