Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Volga Siber: выпуск не прекращается

GAZ Siber «хоронят» с самого начала ее производства, но пока ставить крест все-таки рано. На ГАЗе еще остались машинокомплекты для сборки тысяч автомобилей.

16 декабря министр промышленности и инноваций Нижегородской области Николай Сатаев заявил местным журналистам, что ГАЗ прекратил производство автомобиля Volga Siber. Проект, дескать, был неудачным, и нет смысла его продолжать. Буквально чиновник сказал следующее: «Судьба проекта неутешительна. Оптимизма нет. Не думаю, что он будет реализовываться в дальнейшем». Потом Николай Сатаев порассуждал о недостаточном уровне локализации «Сайбера», что, по его мнению, стало причиной высокой цены машины и ее неконкурентоспособности, и под конец сделал вывод о необходимости переоборудования легкового конвейера ГАЗа под сборку другой модели. Новостные агентства ухватились за мнение нижегородского чиновника и запестрели заголовками: «Проект Siber закрыт!»

Надо сказать, что Siber начали «хоронить» практически со дня его официальной презентации, на автосалоне в Москве в августе 2007 года. Начало производства машины совпало с началом мирового кризиса, и весь бизнес-план ГАЗа рухнул. Поначалу завод пытался следовать намеченной ранее стратегии, реклама «Сайбера» начала появляться на центральных телеканалах и в ведущих автомобильных изданиях. Но кризис довольно быстро вынудил отказаться и от масштабной PR-кампании, и от «стотысячных» планов производства. Группа ГАЗ оказалась в весьма сложной финансовой ситуации, долги возникли даже перед рекламным агентством, занимавшимся продвижением машины. В этой ситуации не нужно быть серьезным отраслевым аналитиком, чтобы назвать проект «неудачным». В кризис почти любой проект может считаться неудачным.

Между тем ГАЗ потихоньку, шаг за шагом, реструктуировал долги, создал антикризисную программу, договорился с большинством поставщиков о новых условиях, перевел «Газели» на комплектацию моторами УМЗ. Уже в 2010 году завод планирует получить прибыль. Но, увы, легковой рынок восстанавливается медленнее, чем коммерческий, и судьба «Сайбера» действительно не вызывает оптимизма. Но официально завод не делал никаких заявлений об отказе от этого проекта! И не сделает как минимум до тех пор, пока есть запас машинокомплектов для сборки «Сайбера». Этот запас – собственность Группы ГАЗ, его нельзя вернуть производителю или кому-то продать. Разумнее все-таки собрать из них товарные автомобили, которые всегда найдут своего покупателя, пусть и с некоторым дисконтом. И даже если идея об отказе от «Сайбера» в руководстве ГАЗа созрела, ее не будут делать достоянием общественности до тех пор, пока неликвидные сборочные комплекты не превратятся в ликвидный продукт. Ибо мало найдется желающих купить последние машины, заведомо зная, что они снимаются с производства и обеспечения запчастями может и не быть.

Впрочем, проблема запчастей и сервиса для нынешних и будущих владельцев GAZ Siber в принципе разрешима. Не так уж много в этой конструкции деталей, отличающихся от оригинальных «крайслеровских». Так что боязнь покупки будет, скорее, психологической.

В 2009 году ГАЗ планирует собрать около 2,5 тыс. «Сайберов» (хотя некоторое время назад Валерий Шанцев говорил о семи тысячах). Вчера был опубликован полный список моделей, на которые распространяются льготы по перевозке силами РЖД на Дальний Восток в 2010 году, и Siber в этом списке присутствует. Никто не исключал машину и из программы льготного кредитования. По неофициальной информации, ГАЗ будет делать Siber минимум до середины 2010 года. Точное количество оставшихся машинокомплектов завод держит в секрете, но источники на заводе говорят о планах на сборку 3400 автомобилей в ближайшие полгода. Вероятно, это коррелируется с реальным товарным запасом. То же агентство, которое распространило пару дней назад слова Николая Сатаева, сегодня уже приводит прямо противоположное мнение, теперь уже другого чиновника, председателя областной профсоюзной организации работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Бориса Охлучина. Он заявил, что ГАЗ произведет в 2010 году 2500 «Сайберов». Вероятно, в это число включены машины, собираемые в рамках госзаказа – 268 для МВД и 269 для МЧС России.

А вот дальше, по всей видимости, проект действительно будет закрыт. И дело, конечно, не в степени локализации или себестоимости. Машина вышла в неудачное время, когда спрос переориентировался на более дешевые и компактные модели. И тенденция эта обещает быть весьма продолжительной. На докризисной волне спроса Siber мог бы быть успешным, и три-четыре года безоблачной конвейерной жизни ему были бы обеспечены. Ныне же придется искать другие пути и другие модели.

Не совсем понятно (в том числе и самим газовцам), насколько существующая производственная линия, купленная в США в 2006 году и не самая современная, может быть адаптирована под производство других автомобилей. По разным оценкам, переделать или заменить придется от 30 до 70 процентов оборудования. Но это в любом случае дешевле и быстрее, чем строить заново еще одну производственную линию. На такой подвиг у ГАЗа точно нет ни сил, ни средств. Возможно ли, что завод вовсе откажется от производства легковых автомобилей, сосредоточившись на коммерческой и специальной технике? Да, возможно. Ответ на этот вопрос мы узнаем не позже лета 2010 года.

Полная версия