Toyota обиделась на краш-тест
Главным неудачником осенней серии краш-тестов EuroNCAP оказалась Toyota -- ее Urban Cruiser заработал позорную «тройку». Но вместо того чтобы пообещать исправиться, как это принято, японцы обвинили EuroNCAP в предвзятом отношении и неправильной оценке безопасности машин.
Действительно, это похоже на какой-то заговор. Сначала американский страховой институт безопасности дорожного движения IIHS, ужесточив правила своих испытаний (в них появился тест на опрокидывание), исключил сразу все модели Toyota из списка самых безопасных автомобилей 2010 модельного года, а теперь скандал с Urban Cruiser. Европейские эксперты даже не стали его переворачивать, а просто ударили боком о столб диаметром 254 мм на скорости 29 км/ч – таковы стандартные условия одного из тестов EuroNCAP. И обеспечили производителю головную боль в прямом и переносном смысле: надувная занавеска безопасности не смогла уберечь голову манекена от жесткого контакта со стойкой. На диаграмме, иллюстрирующей уровень защиты, голова окрасилась в тревожный красный цвет, а в соответствующей графе оценок, где у других моделей обычно стоит от 6 до 8 максимально возможных баллов, появился ноль. Отсюда – низкая суммарная оценка, которая потянула лишь на три звезды из пяти.
В практике EuroNCAP подобные конфузы не такая уж редкость. Достаточно вспомнить прошлогоднюю историю с пикапом Nissan Navara: по результатам фронтального удара он заработал ничтожные 1,3 балла из 16, и ему с трудом «натянули» одну звездочку. Тогда производитель оперативно внес в конструкцию изменения (в основном они касались режима срабатывания подушек безопасности) и предоставил пикап на повторный тест, где он набрал уже 6,9 балла. Совсем иначе повела себя сейчас Toyota: вместо того чтобы признать недоработки, представители компании выступили с заявлением, в котором поставили под сомнение корректность методики EuroNCAP и выразили готовность «разобраться» с независимой экспертной организацией.
За многие годы своей разрушительной деятельности с созидательными целями инициаторы краш-тестов впервые столкнулись с таким «наездом» автопроизводителя. До сих пор маленький европейский институт, умещающийся в одном здании, фактически диктовал свои условия гигантским корпорациям, оборот которых сравним с бюджетом некоторых государств.
«Тойотовцев» можно понять: марку, всегда ходившую в отличниках, вдруг записали в троечники, – обидно.
В своем заявлении представители Toyota не упустили случая напомнить о былых заслугах: уровень безопасности ранее испытанных моделей – Avensis, Prius, и даже малышки iQ – признан высочайшим, почти эталонным. Да и Toyota Yaris, на платформе которой базируется Urban Cruiser, на тестах 2005 года показала отличные результаты, в том числе и по итогам пресловутого удара о столб (хотя тогда система оценок была несколько иной, и за это давали всего 2 балла). А ведь нынешний «троечник» стал таковым не только из-за данного теста: стандартный фронтальный удар о деформируемый барьер с 40-процентным перекрытием на скорости 64 км/ч также выявил у маленького «Крузера» несколько слабых мест. В частности, плохо защищенными оказались колени водителя и пассажира, – и это при наличии дополнительной коленной подушки безопасности, составляющей предмет особой гордости представителей «Тойоты». Последние, кстати, утверждают, что внутренние экзамены, аналогичные «евронкаповским», Urban Cruiser сдал на отлично.
Создается впечатление, что существуют два «Крузера»: один – безупречный во всех отношениях, достойный продолжатель «тойотовских» традиций, другой – какой-то «левый», случайно попавший в руки европейских «мучителей». Отчасти так оно и есть: сотрудники EuroNCAP обычно приобретают своих «подопытных» инкогнито, чтобы не получить машину, специально подготовленную для тестов, и Urban Cruiser почему-то достался им в японской версии, для левостороннего движения. И в этом действительно можно усмотреть некую предвзятость: кому, как не экспертам, знать, что именно праворульные автомобили частенько демонстрируют сравнительно невысокий уровень безопасности. Упомянутый пикап Nissan Navara тоже был из таких. Вряд ли можно говорить, что японцы делают для внутреннего рынка более опасные автомобили, чем на экспорт, скорее дело в другом: европейские версии изначально «затачиваются» под тесты EuroNCAP.
Если же говорить о какой-то некорректности со стороны уважаемых независимых экспертов, то речь может идти лишь о применимости результатов любых испытаний к реальной жизни: предусмотреть все просто невозможно. Чуть изменилось место удара, угол приложения усилия, скорость, и результат может стать совсем другим. Поэтому EuroNCAP и не останавливается на достигнутом, постоянно совершенствуя свою методику, а теперь, возможно, и Toyota подскажет что-нибудь полезное. Как бы то ни было, одно очевидно: выйти из создавшейся ситуации, сохранив лицо, Toyota будет нелегко.