Автомобиль года в Японии: гибриды отомстили
Через несколько дней мы узнаем имя победителя европейского конкурса Car Of The Year 2010. Между тем итоги его японского аналога, Japan Car Of The Year (JCOTY) 2009/2010, уже подведены. Правилами проведения и подсчета баллов два мероприятия очень схожи. В частности, в обоих случаях жюри состоит из журналистов наиболее авторитетных профильных изданий. Но японский конкурс, во-первых, на 16 лет моложе, а во-вторых, несколько патриотичнее. Если в Европе титул «Автомобиль года» пусть изредка, но все же доставался импортным моделям (три раза японцам и пять раз американцам), то маленькое, но гордое островное государство ни разу не называло своим любимцем «инородца»: за тридцать лет проведения конкурса по одному разу побеждали в нем Daihatsu и Lexus, дважды — Subaru, трижды — Mazda, четырежды — Mitsubishi и Nissan, семь раз — Honda и восемь — Toyota. Это уже с учетом нынешнего победителя, гибридного Prius третьего поколения.
Нынешний титул JCOTY – второй подряд триумф «Тойоты», хотя и не столь впечатляющий, как прошлогодний, когда «Автомобиль года 2008/2009», крохотный iQ, называемый японским «Смартом», опередил ближайшего преследователя (им, кстати, был европеец Citroen C5) на 303 балла. Примечательно, что теперь Toyota iQ фигурирует среди семи финалистов европейского COTY 2010, и это единственный из тринадцати японских участников конкурса, прошедший полуфинальный отсев в Европе. А в «отсеянных» – пять моделей, вошедших в десятку лучших у себя на родине (одним из отличий японского конкурса является то, что в финал выходят не семь, а десять автомобилей), в том числе — победитель нынешнего конкурса Toyota Prius и уступивший ему 42 балла (391 против 433) Honda Insight, обладатель «серебра». Поставив на высшие позиции автомобили с экономичными гибридными силовыми установками, японские журналисты в очередной раз подтвердили тезис о дисциплинированности и практичности представителей своей нации. А вот их европейские коллеги, судя по всему, уже изжили благоговение перед «гибридами», достигшее апогея в 2005 году, когда «Автомобилем года» в Старом Свете был признан Prius предыдущего поколения.
Продолжая проводить параллели между Европой и Японией, можно обнаружить еще немало интересного. Так, на третьем месте в рейтинге JCOTY со 186 баллами и титулом лучшего импортного автомобиля оказался Volkswagen Golf, занявший точно такую же позицию в COTY еще в прошлом году (он же, напомним, стал обладателем «мирового» титула WCOTY 2009). Четвертую строчку занял получивший 131 балл миниатюрный электромобиль Mitsubishi i-MiEV, не представленный пока в Европе (хотя в ближайшее время его начнут продавать как Citroen C-Zero), пятую — финалист нынешнего COTY Mercedes-Benz E-класса (125 баллов), шестую — новая Mazda Axela (71 балл), она же – Mazda 3, слабо оцененная в Европе. Кстати, тут мы опять наблюдаем падение интереса к «японкам»: помнится, в 2004 году предыдущая «трешка» поделила с пятым «Гольфом» второе место в COTY, а ее наследница не вошла даже в семерку лучших.
Не повезло в Европе и обладателям седьмого и восьмого мест: Volvo XC60 (51 балл) и Nissan 370Z (49 баллов) фигурировали в списке участников COTY в прошлом и нынешнем годах соответственно, но в финал не прошли, – а вот японцам они понравились больше. Причем Nissan, именуемый на родине Fairlady, назван победителем в номинации Most fun – самые «драйверские» авто. Те же 49 баллов, что и спорткар от Nissan, заработала экстравагантная «итальянка» Alfa Romeo MiTo, добравшаяся до японского рынка с опозданием, как и многие другие европейские модели: в COTY она отметилась еще в прошлом году на пятом месте.
Наконец, на почетной десятой позиции с 38 баллами мы видим обновленный Subaru Legacy -- еще один участник Car Of The Year 2010, не сумевший произвести должного впечатления на взыскательных европейских экспертов. Забавно, что так же, как Toyota – дважды первая, так и Subaru – дважды десятая: год назад на этом же месте в JCOTY мы видели большой универсал Subaru Exiga. В принципе, десятая строчка — тоже своего рода победа, но не будем забывать, что японским «Автомобилем года 2003/2004» был признан тот же Subaru Legacy, только предыдущего поколения, ставший для марки по-настоящему этапным. Новая же модель, думается, могла бы рассчитывать на более высокое место в японском (а может быть, и европейском) рейтинге только в том случае, если бы она была «гибридом».
Финалисты JCOTY 2009/2010 |
Финалисты COTY 2010 (в алфавитном порядке) |
1. Toyota Prius – 433 балла 2. Honda Insight – 391 балл 3. Volkswagen Golf – 186 баллов 4. Mitsubishi i-MiEV – 131 балл 5. Mercedes-Benz E-class – 125 баллов 6. Mazda Axela (3) – 71 балл 7. Volvo XC60 – 51 балл 8. Nissan Fairlady Z (370Z) – 49 баллов 9. Alfa Romeo MiTo – 49 баллов 10. Subaru Legacy – 38 баллов |
Citroen C3 Picasso Mercedes-Benz E-class Opel Astra Peugeot 3008 Skoda Yeti Toyota iQ Volkswagen Polo |