Москва
22 ноября ‘24
Пятница

За рулем автомобиля можно будет выспаться

Один водитель на восемь автомобилей -- новая философия безопасного дорожного движения SARTRE. Система уже готова к введению, дело за законодателями.

Многим ли из автомобилистов знакомо имя Жана-Поля Сартра (Jean-Paul Sartre), одного из ярчайших представителей философской школы экзистенциализма? Едва ли, но в ближайшем будущем ситуация может измениться: уже в 2011 году в Европе начнутся ходовые испытания системы, которая так и называется -- SARTRE. Правда, в данном случае это не фамилия, а аббревиатура, творческое сокращение от Safe Road Trains for the Environment, в переводе на русский -- «Безопасные и экологичные дорожные поезда». Участники программы, в числе которых автомобильная компания Volvo, известная своим трепетным отношением к безопасности, намерены составлять эти самые поезда из обычных автомобилей, оснащенных специальным комплектом электронного оборудования.

Причем все элементы данного комплекта уже известны, а многие и работают на серийных машинах: спутниковая навигация, радарный круиз-контроль, система распознавания линий дорожной разметки, контроль «слепых зон», активный парктроник, протокол обмена данными Car-2-Car и так далее. Но вот «подружить» все это между собой ради достижения столь глобальных целей ученые и автопроизводители взялись впервые. Так в чем же суть системы SARTRE?

Параллелей можно провести много, и одна из них -- утка с утятами: выводок следует за мудрой мамой гуськом по принципу «делай, как я», хотя звенья этой цепочки не связаны между собой физически. Так же и автомобили в SARTRE: впереди движется «активный», управляемый опытным водителем, хорошо знакомым с маршрутом, а за ним, строго в кильватере, едут еще несколько машин, в каждой из которых функции водителя берет на себя электроника, автоматически поддерживающая заданную дистанцию и копирующая траекторию движения. Каждый ведомый автомобиль «видит» впереди идущий с помощью вышеназванных устройств, «знает» о всех параметрах его движения и поддерживает нужную скорость, дозируя подачу топлива, а при необходимости тормозя вплоть до полной остановки, -- и рулит тоже самостоятельно.

На практике это будет выглядеть так: автомобилист выезжает на автобан и запускает SARTRE-поиск. По GPS система находит ближайший «паровозик», двигающийся в нужный пункт. Водитель дожидается каравана, пристраивается в хвост и активирует SARTRE. Дальше автомобиль сам подтянется к колонне на минимальное расстояние и будет следовать за ведущим. А водитель сможет перекусить, проверить электронную почту, посмотреть DVD и даже вздремнуть на заднем сиденье. При приближении конечной цели нужно будет сесть за руль и подать системе команду покинуть караван. Колонна слегка раздвигается, чтобы у автомобиля появилось пространство для маневра, водитель берет управление на себя, перестраивается в другой ряд, и колонна снова смыкается. Вероятно, караваны будут ходить по расписанию, как общественный транспорт, а чтобы влиться в один зи них, нужно будет оплатить «проезд», послав SMS.

Движение в «паровозике» дает сразу несколько преимуществ. Во-первых, экономию топлива, обусловленную тем, что автоматика держит минимальную дистанцию между машинами (вероятно, 20-50 сантиметров). При этом создается эффект «слип-стрима», когда основная часть сопротивления воздуха приходится на первый автомобиль. Кроме того, скорость движения автомобиля будет оптимальной и равномерной, что даст еще большую экономию. По расчетам идеологов SARTRE, караван из шести-восьми единиц транспорта может добиться снижения суммарного «аппетита» на 20 процентов. А кроме экономии топлива это дает и снижение вредных выбросов.

Другой плюс -- это скорость передвижения. Ведущий колонны -- опытный дальнобойщик, обеспеченный всеми оперативными данными о затруднениях на дороге. Он может выбрать нужный вариант объезда пробок, сэкономив нам время.

В-третьих, это безопасно. «Паровозики», ведомые мастерами и контролируемые умной электроникой, куда как предпочтительнее лихачей, шныряющих из ряда в ряд.

Наконец, мы экономим свои собственные силы. Выезжаем после работы на трассу М4 «Москва--Дон» и ложимся спать. А в обед просыпаемся уже на море -- бодрые, готовые купаться и путешествовать по побережью на своей машине.

Однако для того, чтобы запустить SARTRE в России, придется перестроить дороги. Ведь вряд ли можно себе представить неразрывные стометровые колонны на узких двухполосках.

А вот на европейских автобанах систему можно запускать уже сейчас, говорит координатор проекта Том Робинсон. Караваны могут уже сейчас ездить по трассам, подчиняясь всем правилам ПДД и используя действующую инфраструктуру.

Этим новая система в корне отличается от множества уже предпринимавшихся попыток создания «интеллектуальных дорог», по которым могли бы ездить автомобили без водителей: там, как правило, предусматривалась реконструкция дорожной сети и монтаж огромного количества датчиков -- это безумно дорого и вряд ли осуществимо в обозримом будущем.

Но кое-что изменить все же придется, и в первую очередь в законодательстве. Например, будет ли человек, сидящий за рулем, но не управляющий машиной, считаться водителем? Если нет, то он на самом деле может отвлечься от дороги, пересесть назад и позволить себе баночку пива. Если же он остается водителем, то даже за разговор по телефону почти во всех европейских странах грозит серьезный штраф. А кого штрафовать, если водитель колонны превысил скорость, -- его или всех? Наконец, несоблюдение дистанции также строго карается законами многих стран.

Краеугольным камнем философии экзистенциализма является понятие свободы -- так вот, пока наши дороги живут явно не по Сартру, реализация системы его имени остается под вопросом.

Полная версия