Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Господдержка автопрома: дороже, чем кажется

Правительство вводит программу утилизации старых автомобилей. Но она может оказаться не настолько эффективной, как ожидается. Аналогичная американская программа обошлась налогоплательщикам в шесть раз дороже, чем планировалось.

Власть меняет приоритеты: от собственных идей по поддержке автопрома правительство отказывается и берет на вооружение западную модель. Напомним: около полугода в России действует программа стимуляции автомобильного рынка, основанная на субсидировании государством кредитов на покупку недорогих автомобилей отечественной сборки. На смену ей приходит «немецкая» программа: собственники старых автомобилей смогут сдать их на утилизацию, получив взамен ваучер, который можно будет использовать при покупке новой машины. И возможно, что произойдет это даже раньше, чем ожидается.

Впрочем, тянуть и так дальше некуда. Аналогичные программы в других странах -- партнерах России по G8 уже в основном закончились. А наша собственная -- льготные кредиты -- доказала свою неэффективность. При ее введении планировалось, что до конца года удастся выдать 120 000 кредитов. Однако на 29 октября с помощью программы удалось продать, согласно данным «Автостата», менее 50 тыс. машин. С 1 ноября правительство решило допустить к программе все желающие банки (изначально в ней участвовали только три государственных банка, потом были допущены еще четыре крупнейших). Вряд ли это сильно исправит ситуацию. Вполне вероятно, что программа льготного кредитования прекратит свою работу в течение двух месяцев.

Министерство промышленности и торговли еще не начинало готовить документы, по которым кредиты могли бы выдаваться в следующем году, поскольку не получало поручения от премьер-министра или его заместителя. Деньги на программу в бюджете на 2010 год предусмотрены -- 2 млрд рублей, но они уйдут на погашение ставок по кредитам, выданным в 2009 году.

Все в утиль

Зато почти точно в 2010 году начнет действовать другая программа -- по поддержке утилизации старых автомобилей. 10 млрд рублей уже заложены в проекте бюджета, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме. Скорее всего, депутаты не изменят эту цифру. Поэтому Минпромторг скоро уже будет готов представить весь пакет нормативных документов по данной программе.

Напомним, по некоторым данным, министерство приступило к разработке программы еще в марте -- после эпохального совещания премьер-министра в Тольятти. Спустя восемь месяцев, к 1 декабря, пакет документов будет полностью готов, обещает министр Виктор Христенко. Предполагается, что за утилизацию одного автомобиля будут давать ваучер на 50 000 рублей. Это значит, что выделенных десяти миллиардов хватит на 200 000 машин. Впрочем, и они станут весомым подспорьем для отечественного автопрома -- ведь к каждому рублю, потраченному бюджетом, добавится около 10 рублей, которые потратит население. В итоге автопром в течение года заработает сто миллиардов рублей.

Однако не все так радужно. И дело даже не в том, что в России нет никакой инфраструктуры по переработке старых автомобилей, если не считать диких сборщиков металлолома, и непонятно, как можно запускать такую программу.

Дело в том, что эффективность ее сомнительна. В США аналогичная программа под названием Cash for Clunkers была запущена летом и проработала лишь около месяца. Три миллиарда долларов из бюджета было потрачено на премии за утилизацию старых машин, а автодилеры смогли продать почти 700 000 автомобилей.

На каждый купленный автомобиль налогоплательщики потратили $4 тыс. -- таков официальный отчет. Не $4 тыс., а $24 тыс. -- считают эксперты. Аналитики сайта Edmunds провели собственное исследование и сделали вывод: лишь 125 000 автомобилей куплены именно благодаря Cash for Clunkers. Остальные были бы приобретены и без нее. Таким образом, можно считать, что стимулирование каждой покупки обошлось бюджету в $24 тыс.

Остается надеяться, что отечественная программа утилизации начнет действовать как можно раньше и ее действие помножится на естественный подъем авторынка, который многие ожидают именно в 2010 году. Под действие программы попадает больше половины отечественного автопарка (34 млн автомобилей). Опыт Германии показал: дайте хороший разгон рынку, и он продолжит расти уже сам по себе.

Полная версия