Правило поднятой ноги
Вскоре вместо того, чтобы следить за ситуацией на дороге, водителям придется высматривать пешеходов, собирающихся перейти проезжую часть. Если, конечно, не будут конкретизированы параметры тех поправок, которые хотят внести в КоАП.
Совсем недавно депутаты повысили в десять раз размер штрафа, который налагается на водителей, не пропустивших пешеходов. С тех пор ситуация на переходах слегка изменилась к лучшему. Однако неутихающий зуд законотворчества заставляет депутатов корректировать даже свежеиспеченные нормы. Теперь, по предложению руководства ГИБДД, они предполагают штрафовать водителей не только за создание помехи уже переходящим дорогу, но и за проезд мимо тех пешеходов, что только «обозначают намерение начать переход». Каким образом они это обозначают, в поправках не уточняется.
Логично было бы установить формальный признак такого намерения. Например, если пешеход опустил хотя бы одну ногу на проезжую часть с тротуара, то очевидно, что он собирается переходить через дорогу. Это и есть то самое намерение, что должно затормозить поток проезжающих мимо машин. Однако вряд ли депутаты озаботятся таким уточнением. Это значит, что у сотрудников ГИБДД будет простор для вольного толкования маневров пешеходов.
Другое предложение – ограничить максимальную скорость в населенных пунктах до 50 км/ч. Следовало бы признать эту инициативу правильной – ведь именно такое ограничение действует в большинстве стран Европы. Но стоит помнить и о том, что в Европе на скоростных участках присутствует разумное ограничение в 80 км/ч и больше. У нас же даже на Третьем кольце держать такую скорость разрешили лишь в этом году.
Наконец, в очередной раз предложено обязать всех водителей ездить с включенным ближним светом фар даже в населенных пунктах. Странно, что при этом не приводится статистика, уменьшилось ли количество ДТП на междугородних трассах после введения обязательного «ближнего света». Из опыта той же Европы известно, что после введения обязанности ездить с включенными фарами круглосуточно аварийность падает, но через пару лет возвращается на прежний уровень – все привыкают к постоянно горящим фарам. А вот машина с выключенными фарами в таком потоке становится просто невидимкой.
Лазейку с «транзитами» прикроют
Особое внимание вызывает предложение депутатов Костромской областной думы, которые хотят внести изменения в ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, повысив размер штрафа за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, со 100 до 1000 рублей.
Речь идет о том, что некоторые автовладельцы умышленно затягивают регистрацию своих транспортных средств, чтобы не платить транспортный налог. По данным УГИБДД УВД по Костромской области, за первые шесть месяцев 2009 года в ходе проведения рейдов на территории области выявлено 3375 случаев управления не зарегистрированными в установленном порядке транспортными средствами. По данным МВД России, в 2008 году в Российской Федерации зарегистрировано 1,2 млн правонарушений данного вида, говорится в пояснительной записке к данному законопроекту.
Считая, что штраф в размере 100 рублей «не стимулирует владельцев транспортных средств к своевременной их регистрации», и костромские депутаты предлагают в десять раз увеличить наказание за управление незарегистрированными транспортными средствами. Увеличение этого штрафа позволит дисциплинировать водителей, увеличить собираемость транспортного налога, уменьшить количество автомобилей без номеров на улицах.
Однако было бы разумно, чтобы это предложение сочеталось с изменением срока постановки транспортного средства на учет. Ведь сейчас автомобиль после покупки надо поставить на учет в течение пяти дней. Если же машину нужно перегнать в другой регион, транзитные номера могут быть выданы на срок до 21 дня. Но таких сроков порой бывает недостаточно, причем не по вине владельца, а из-за поломки самой машины или каких-либо проблем с оформлением документов. Если увеличить срок действия транзитов соответственно до 30 и 60 дней, тогда можно усиливать и ответственность за нарушение указанного пункта КоАП. И никакие отговорки уже не будут приниматься во внимание.
Хотя, если быть до конца честными, законодатели должны признать, что увеличение собираемости налога зависит не от размера штрафа, а от осознания, что наказание неотвратимо. Пока налоговые органы совместно с ГИБДД не наладят строгий учет всех налогоплательщиков, трудно требовать от них сознательности и аккуратности. Даже в Москве до сих пор одни автовладельцы продолжают получать квитанции на уплату налога за машины, которые давно уже сняты с учета, а другие вообще не получают никаких уведомлений, даже при наличии сразу нескольких автомобилей. Может, вначале стоило бы навести порядок в собственной базе данных, а уж затем пенять на граждан, многие из которых до сих пор уверены, что обязанность по уплате транспортного налога наступает только после получения соответствующего письма из налоговой инспекции?..