Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Господдержка автопрома: перенимаем западный опыт?

Большинство развитых государств в период кризиса стало поддерживать автомобильную промышленность. Но пути для этого избрали разные. Россия, как всегда, -- свой фирменный, «особый». Увы, он оказался неработающим. Сейчас мы будем копировать западный опыт.

На автомобильной промышленности кризис сказался очень сильно. Падение продаж было настолько серьезным, что во всех государствах, имеющих свой автопром, было решено его спасать. Пути спасения избрали разные.

Например, в Китае просто снизили налоги на небольшие автомобили отечественного производства. Продавцы смогли опустить цены, и продажи поднялись, структура спроса улучшилась в пользу китайских машин.

Гораздо оригинальнее поступили в Германии. Там правительство предложило €2,5 тыс. каждому, кто сдаст в утиль свой старый автомобиль и купит новый. При этом старому должно быть не меньше девяти лет, а новый -- относиться к экологическому классу не ниже «Евро-4». Результат оказался потрясающим: падение, измерявшееся с момента начала кризиса десятками процентов, сменилось 40-процентным ростом весной 2009 года. Программа работала отлично: к каждому евро, которое тратил госбюджет, простые бюргеры добавляли еще €10 при покупке машины. То есть на каждый миллион, который вкладывался в программу, автопром получал поддержки на десять миллионов. При этом автомобильный парк обновлялся – становился более экономичным, экологичным, безопасным.

Неудивительно, что такой пример оказался заразительным. Аналогичную программу ввели и во Франции – €1 тыс. от правительства за утилизируемую машину старше десяти лет. Двукратное падение продаж сменилось ростом. Затем подтянулись Испания, Италия, Португалия, Голландия, Япония и другие страны.

Россия же шла своим, особым путем. Национальный автопром поддерживали, делая менее привлекательными импортные машины. С января 2009 года были введены повышенные пошлины на новые и сильно повышенные – на поддержанные иномарки. Курсы доллара и евро при этом также серьезно подросли. В результате ни один участник рынка не смог удержать цены на иномарки на докризисном уровне – они поползли вверх. Но в то же время подорожали и «ВАЗы» – причиной руководство завода назвало удорожание импортных комплектующих.

В итоге рынок упал катастрофически, но отечественному автопрому это не помогло. Те, кто собирался купить иномарку, предпочли подождать и накопить больше денег, поездив на старой машине, но только не брать «Ладу».

Следующим шагом поддержки стало оказание прямой помощи «АвтоВАЗу» в размере 25 млрд рублей. Завод уже истратил эти деньги на уменьшение своей задолженности.

И наконец, после «кнута» правительство перешло к «прянику» – объявило о выдаче льготных кредитов на покупку отечественных автомобилей и сделало бесплатной доставку «ВАЗов» на Дальний Восток. Насчет Хабаровска и Владивостока все понятно – там отечественный автопром считается абсолютным злом и покупать «Жигули» вряд ли станут. А вот льготные кредиты начали пользоваться спросом. Государство обещало компенсировать часть ставки по кредиту покупателям автомобилей не дороже 350 тыс. рублей. Воспользовавшись этой программой, можно сэкономить до 30 тыс. рублей на процентах по кредиту за авто.

Тем не менее россияне не спешили вставать в очередь за «ВАЗами» (а в список машин до 350 тыс. рублей попали именно они, да еще несколько самых дешевых «русских» иномарок). В неделю предложением пользовались около тысячи человек. Это при том, что годовое падение продаж на российском рынке свыше 1 млн автомобилей.

Летом, когда стало очевидно, что никакой серьезной поддержки программа льготного кредитования автопрому не оказывает, ее условия изменили – она стала распространяться на машины стоимостью до 600 тыс. рублей, увеличились сроки действия. Выдача кредитов чуть ускорилась, но даже в этом случае программа поддержки автопрома вряд ли поможет продать и 100 тыс. автомобилей до конца года.

И тут появился еще один пример -- американская программа поддержки. В Соединенных Штатах падение авторынка было просто чудовищным, а кризис заставил «большую детройтскую тройку» просить помощь у правительства буквально на коленях. Несколько десятков миллиардов долларов из федерального бюджета ушло на помощь Chrysler и General Motors еще при президенте Буше, но новая администрация Белого дома все-таки обанкротила концерны и запустила свою программу поддержки рынка под названием Cash for Clunkers («Деньги за рыдваны»), аналогичную немецкой.

Она начала действовать 23 июля и проработала всего один месяц. Условия были достаточно жесткие: владелец должен пользоваться машиной не меньше года, автомобиль -- быть не старше 25 лет, а расход горючего -- не менее 25 миль на галлон. При условии покупки более «чистого» авто владелец мог получить скидку в $2,5 тыс. или $4,5 тыс. (в зависимости от экологичности новой машины). Но даже за один месяц программой воспользовались почти 700 тыс. человек! Правительство потратило $2,9 млрд, но автопром получил намного больше.

В конце концов и российские власти решили воспользоваться успешным опытом коллег по «большой восьмерке». Впрочем, некоторые источники считают, что премьер-министр Путин еще в марте дал поручение Минфину разработать аналогичную программу. Так или иначе, но до сих пор об этом точно ничего не известно.

Однако на прошлой неделе стало ясно – программа точно будет. По крайней мере в проекте бюджета-2010 средства на нее уже заложены. Известна и сумма – 10 млрд рублей. Если покупатель новой машины будет получать ваучер на 50 тыс. рублей, то общая стоимость федеральной программы позволит продать 200 тыс. автомобилей. Не ахти какая поддержка, но лучше той, что есть.

Точные условия будут известны только после того, как депутаты Госдумы утвердят бюджет, а Минфин разработает соответствующие документы. Предварительно говорится о том, что сдать можно будет автомобиль, которому не меньше десяти лет, но который передвигается, имеет техосмотр и при этом зарегистрирован на нынешнего владельца не позднее, чем год назад. За сдачу такой машины в утиль правительство выдаст ваучер на 50 тыс., который можно будет использовать в автосалоне при расчете за автомобиль отечественного производства. Сюда кроме «ВАЗов» и «УАЗов» относятся также Toyota Camry, VW Touareg и так далее.

Редакция Infox.ru пристально следит за новостями и намеревается лично испытать работу программы поддержки.

Полная версия