МЭР обещает светлое будущее автопрому
Минэкономразвития прогнозирует, что в этом году производство автомобилей сократится более чем в полтора раза, но уже в следующем году оно начнет расти, в том числе за счет запуска новых предприятий.
Производство автомобилей по итогам 2009 года упадет в полтора раза. По данным Минэкономразвития, в целом производство сократится на 59% по сравнению с прошлым годом -- до 604 тыс. автомобилей. При этом производство грузовых автомобилей сократится на 64% -- до 92 тыс. штук. Такие данные озвучиваются в прогнозе МЭР о социально-экономическом развитии России на 2010, 2011 и 2012 год, сообщает РИА «Новости».
Однако уже в следующем году производство начнет увеличиваться. По консервативному сценарию развития отрасли в 2010 году выпуск автомобилей увеличится на 9,4% -- до 661 тыс. штук.
Причины оптимизма
Эксперты МЭР считают, что самая опасная угроза для отечественного автопрома -- недостаток государственного стимулирования спроса на автомобили, отсутствие значимых улучшений на рынке кредитования и лизинга и, соответственно, снижение объемов продаж. Кроме того, министерство опасается стагнации производства секторов оборонно-промышленного комплекса, связанной в том числе с сокращением объемов государственного оборонного заказа в 2009-2010 годах.
Поэтому Минэкономразвития разработало два варианта развития ситуации -- консервативный и умеренно-оптимистичный. В рамках консервативного сценария производство легковых автомобилей к 2012 году вырастет на 64% -- до 991 тыс. штук по сравнению с 2009 годом. Производство грузовых автомобилей будет расти медленнее. В 2010 году выпуск грузовиков увеличится на 7% -- до 99 тыс. автомобилей, а в 2012 году рост производства составит 44,5% -- до 133 тыс. по сравнению с 2009 годом.
В рамках умеренно-оптимистичного сценария МЭР предполагает рост производства транспортных средств и оборудования в 2012 году на 3,4% по сравнению с 2008 годом. Производство автомобилей в 2010 году увеличится на 12,7% -- до 681 тыс., а к 2012 году рост составит 86,1% -- до 1,126 млн автомобилей по сравнению с 2009 годом. При этом производство грузовых автомобилей в 2010 году вырастет на 10,7% -- до 102 тыс. машин, а 2012 году -- на 67,3% (154 тыс. штук).
В следующем году рост производства будет обусловлен частичным восстановлением спроса на легковые автомобили -- в частности, за счет реализации отложенного спроса и с осуществлением государственных мер поддержки (увеличение объемов государственных закупок, субсидирование процентных ставок на приобретение легковых автомобилей, проведение эксперимента по субсидированию покупки новых отечественных автомобилей взамен утилизации старых).
Эксперты МЭР прогнозируют также снижение доли импорта легковых автомобилей с 63% в 2008 году до 47% в 2012 году. Интересно, что, по их мнению, будет повышаться спрос и на отечественные грузовики -- доля импорта в этом сегменте сократится почти в два раза -- с 41% в 2008 году до 25% к 2012 году.
Большие планы Sollers
Тем временем компания Sollers объявила о начале массового набора персонала на строящийся завод во Владивостоке. Начиная со второй половины октября «Sollers -- Дальний Восток» начнет массовый набор рабочих. Тогда же на автозаводе для них будет открыт специальный учебный центр, в котором отобранные кандидаты будут обучаться основным производственным операциям и проходить стажировку перед работой на конвейере.
Официальный дилер автомобилей «УАЗ», SsangYong, Fiat и Isuzu сейчас ведет строительство собственного завода. На нем будут выпускаться корейские внедорожники SsangYong, японские грузовики Isuzu и легкие коммерческие автомобили FIAT Ducato. Старт производства запланирован на конец декабря.
Sollers полностью перенесет производство автомобилей SsangYong из Татарстана во Владивосток. Как заявил генеральный директор компании Вадим Швецов, «на Дальнем Востоке мы сможем продавать 1500-2000 SsangYong в год».
Кроме того, на новом автозаводе будут выпускаться и тяжелые грузовики Isuzu. Швецов объясняет это тем, что тяжелые грузовики будут нужны госкомпаниям под инфраструктурные проекты на Дальнем Востоке. Там же будут собирать и спецавтомобили на базе Fiat Ducato.
Переезд во Владивосток позволит снизить себестоимость за счет более дешевой упаковки машинокомплектов и экономии на логистике минимум на 5%. Руководство Sollers прогнозирует, что на столько же может снизиться цена на будущие автомобили.