Авиация замедлила темпы падения пассажиропотока
В этом году пассажирооборот авиакомпаний снизится на 5%, но уже в следующем году он вырастет на 4%. Однако большая часть участников рынка не согласна с оптимистическими прогнозами Международной ассоциации воздушного транспорта.
Спад в сфере авиаперевозок подходит к концу. По результатам исследований Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в августе пассажирооборот (количество пассажиров, умноженное на дальность их перелета) сократился на 1,1% по сравнению с тем же месяцем 2008 года. В июле падение этого показателя составило 2,9%. Авиагрузовые перевозки за год снизились на 9,6% (в июле -- 11,3%).
По сравнению с августом 2008 года коэффициент загрузки пассажирских авиаперевозок вырос на 1,2 процентного пункта -- до 80,9%. Несмотря на нерегулярность перевозок и снижение спроса, средняя стоимость проезда продолжает снижаться -- в эконом-классе стоимость полета подешевела на 18%, в бизнес-классе -- на 22%.
Чтобы оптимизировать экономику полетов, авиакомпании сократили частоту использования бортов. Например, количество летных часов в день самолетов Boeing 777 в 2009 году снизилось на 2,7 % и составило 11,1 часов.
«Спрос продолжает увеличиваться, но прибыльность полетов является еще отдаленной перспективой», -- заявил президент IATA Джованни Бизиньяни.
Арабы не летят
Во всех регионах, за исключением Ближнего Востока, было зафиксировано увеличение спроса на авиаперевозки в августе по сравнению с июлем. Особенно заметно возросло количество авиаперевозок в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, где пассажирооборот за год сократился на 1,6%, хотя в июле он упал на 7,6%. Пассажирооборот европейских авиакомпаний снизился на 2,8% (-3,1% в июле), американских -- 2,5% (-3,2% в июле).
По прогнозам, в 2009 году пассажирооборот авиакомпаний упадет почти на 5%, в 2010 году -- вырастет на 4%.
Накануне международная адвокатская контора Norton Rose провела опрос в 961 транспортной компании. Результаты показали, что подавляющее большинство пессимистов работает в авиакомпаниях. Более половины авиаперевозчиков считают, что до конца 2009 года разорится до 20 крупных компаний, осуществляющих грузовые авиаперевозки. Примерно три четверти из них уверены, что в 2009 году парк самолетов уменьшится: 90% считают, что заказы на постройку новых самолетов будут отменены или же перенесены на более поздние сроки.