Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Болельщики питаются плохими эмоциями

Парадоксально, но факт: спортивные фанаты не могут получить полного удовлетворения от игры, если их любимой команде не приходится туго.

Именно к таким выводам пришли ученые из Университета Огайо в США (Ohio State University).

Экстремальное боление

В своем исследовании коммуникативные психологи анализировали поведение фанатов двух студенческих команд по американскому футболу, которые регулярно болели за свои клубы перед телевизорами. Ученые обнаружили, что фанаты победившей команды, которым в определенные моменты игры приходилось переживать максимально негативные эмоции, к примеру их клубу грозил проигрыш, в результате ощущали матч более остро, и положительных впечатлений от игры было существенно больше. «Пребывая в отличном настроении на протяжении всей игры, без изрядной доли негатива, вы не испытаете максимальной радости, -- говорит доцент психологии, доктор Сильвия Кноблох-Вестервик (Silvia Knobloch-Westerwick), один из авторов исследования. -- Теперь мы уверены, что отрицательные эмоции играют ключевую роль в ощущениях болельщиков».

Рекламная пауза

В исследовании приняли участие 113 студентов из колледжей штатов Огайо и Мичиган. Эти команды были выбраны не случайно -- в студенческой лиге соперничество между клубами достигло пика. Университет Огайо был на первом месте турнирной таблицы, а Мичиган занимал вторую строчку. Таким образом, именно в личных встречах команд определялся чемпион страны. В итоге команда из Огайо победила, однако примерно с середины игры мичиганские футболисты сильно прибавили и стремительно сокращали разрыв в счете. Болельщикам Огайо пришлось нелегко. Сам эксперимент выстроился на коммерческой составляющей американского спорта. Если бы телевизионная трансляция финального матча не прерывалась 24 раза для показа рекламы, болельщики, участвующие в исследовании, не смогли бы заходить во время пауз на специальный сайт и заполнять мини-анкеты о своих ощущениях от игры. Суммирование именно этих данных позволило ученым узнать, насколько важны для положительного восприятия спорта именно негативные ощущения болеющих по ходу матча.

На матч уходят все силы

Печальный итог игрыЗнаменитый советский писатель Лев Кассиль умер во время трансляции футбольного матча чемпионата мира 1970 года.
Исследованиями в области психологии спортивного боления интересуются не только американцы. Так, в 2006 году во время чемпионата мира по футболу в Германии по инициативе Международной футбольной ассоциации (ФИФА) проводился масштабный эксперимент среди местных фанатов. Тогда было установлено, что самочувствие и даже здоровье болельщика сильно зависит от успеха его команды. К примеру, в первый же день выступления на чемпионате сборной Германии после весьма напряженного матча врачи зафиксировали около полусотни инфарктов миокарда. Более 700 болельщиков с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями рассказали, что во время всего чемпионата чувствовали себя в целом хуже, чем обычно. Вообще же по стране в период проведения соревнований сердечных приступов произошло на 320% больше, чем до и после чемпионата. Причем пик заболеваемости пришелся на самый напряженный, решающий матч против Польши, по ходу игры в котором произошло несколько спорных эпизодов.
Полная версия