Москва
22 ноября ‘24
Пятница

В утробе плод не бездельничает

Любая мать узнает своего младенца среди тысячи других по плачу. Голоса новорожденных очень похожи, но интонации сильно отличаются. Выражать эмоции плачем малыши учатся еще в утробе -- с шестого по девятый месяц.

В третьем триместре беременности плод живет уже довольно полноценной, хотя и своеобразной жизнью. Европейские ученые достоверно установили, что ребенок, находящийся в утробе матери, не только внимательно слушает звуки внешнего мира, но и активно перенимает, в частности, интонации разговоров вокруг своего временного жилища.

Плачем по-свойски

Немецкие специалисты изучали крики 60 младенцев не старше трех-пяти дней из Германии и Франции, специально анализируя интонации плача и соотнося их с интонационными особенностями того или иного языка родителей. Детальный анализ продемонстрировал характерные различия в общении новорожденных. Так, в мелодии плача французских малышей преобладает особый интонационный подъем от низкого тона к высокому. Динамический контур младенцев-немцев, напротив, графически отображается в виде кривой падения с высоких к более низким нотам. Интересно, что для указанных европейских языков характерны именно такие интонационные шаблоны. Таким образом, был сделан сенсационный вывод, что база для дальнейшего основного языка закладывается у ребенка задолго до рождения, еще в утробе матери. «Мы выяснили, что новорожденные не просто умеют плакать по-разному, но предпочитают воспроизводить именно те мелодические структуры, которые являются типичными для языка, на котором говорят родители», -- говорит один из авторов исследования Кэтлин Вермке (Kathleen Wermke) из Университета Вюрцбурга (University of Wurzburg).

Ученым удалось установить, что плод слышит голос матери и учится оригинальным интонациям именно у нее. Разумеется, и голос отца, и все остальные звуки достигают полости матки. Однако особая физика акустической проводимости в околоплодных водах обеспечивает лучшие условия для восприятия именно высоких тонов женского голоса. Кроме того, звуки формируются здесь же, в организме матери, что усиливает эффект.

Оспаривая «Эффект Моцарта»

Органы слухаАктивно развиваются с 5-й по 20-ю неделю беременности. К концу второго триместра размеры внутреннего уха плода сравнимы с таковыми у взрослого человека. В этот период плод уже может различать громкость и частоту звуков. Что касается участка коры головного мозга, ответственного за тонкий анализ звуковых раздражителей, то он находится в височных долях и его формирование продолжается вплоть до 6-7-летнего возраста ребенка.
Более ранние исследования в США доказали, что плод в утробе способен слышать и запоминать звуки и даже обучаться с их помощью. К примеру, ЧСС плода учащается, когда он слышит голос матери. Формируются эти связи в самом начале третьего триместра беременности, когда органы слуха плода впервые получают возможность воспринимать и обрабатывать аудиосигналы. Детские психологи и аудиологии давно отмечали способность новорожденных имитировать интонации коротких фраз родителей. «Воспроизводя звуки, пародирующие материнскую речь, ребенок устанавливает более тесную связь с родителем. Кроме того, это развивает и гортанный голосовой аппарат малыша», -- комментирует психолог Джанет ДиПьетро (Janet DiPietro) с факультета общественного здоровья университета Джона Хопкинса (School of Public Health of John Hopkins) в Балтиморе, США. Кстати, авторы убеждены, что расхожая практика «обучения» плода музыке, которая заключается в том, что к животу беременной прикладывают наушники, на самом деле скорее негативно сказывается на здоровье малышей. «Да, плод способен воспринимать звуки, но мы не должны заставлять его слушать чуждые организму аудиоконструкции, пусть даже классические мелодии, -- говорит доктор ДиПьетро. -- Гораздо важнее для малыша мамины разговоры с ним. Что касается музыки, то у нас есть данные, что в будущем такие дети могут страдать расстройствами нервной системы, бессонницей».
Полная версия