Комиссия Российской федерации баскетбола (РФБ) по антидопингу приняла решение о пожизненной дисквалификации врача баскетбольного «Автодора» Юрия Ворончихина. Как выяснил корреспондент Infox.ru, медик саратовской команды, не уведомив самого спортсмена и руководство клуба, лечил баскетболиста Андрея Черныша запрещенным препаратом, опасным для здоровья.
«Спортсмен не знал, руководство клуба не знало»
Комиссия РФБ рассмотрела случай нарушения антидопинговых правил врачом саратовского баскетбольного клуба «Автодор» Юрием Ворончихиным. В ходе проведенного расследования было установлено, что Ворончихин ввел игроку команды Андрею Чернышу запрещенный препарат -- нандролон.
«У Черныша в течение полутора лет был три раза перелом конечностей. Последний раз баскетболист сломал ногу, а до этого ломал руку, была операция на ноге. Лечил баскетболиста Ворончихин. И врач по своему усмотрению, не поставив в известность ни самого спортсмена, ни руководство клуба, решил ввести в его организм запрещенную субстанцию. Спортсмен не знал, руководство клуба не знало. Он хотел тем самым ускорить выздоровление», -- рассказал корреспонденту Infox.ru руководитель комиссии РФБ по антидопингу Карен Погосян.
Лечебный эффект нандролона не сопоставим с угрозой здоровью
Как рассказал коррсепонденту Infox.ru один из ведущих специалистов по борьбе с допингом Николай Дурманов, нандролон – это анаболический стероид, который давно используют в качестве допинга. Долгое время он был неуловим. Но в конце 80-х годов кельнская лаборатория разработала метод его контроля. Одним из первых, кто попался на использовании нандролона, был рекордсмен мира в беге на сто метров Бен Джонсон, завоевавший золото на Олимпиаде в Сеуле. Медаль у него изъяли. С тех пор нандролон применяется не так активно, но, тем не менее, антидопинговые службы очень часто обнаруживают этот препарат. Нередко примеси нандролона можно найти в поддельных пищевых добавках.
«Как все анаболические стероиды, препарат имеет целый букет побочных действий – на печень, на эндокринную систему, на психику, -- сказал Дурманов. -- Люди довольно дорого платят за свои сиюминутные спортивные успехи. Даже если их не поймают, они все равно рискуют здоровьем. Теоретически анаболические стероиды в медицинской практике применяют, и, как правило, это связано с людьми преклонного возраста. Но в общем и целом лечебный эффект этих препаратов не сопоставим с потенциальной угрозой. Тем более лечить спортсменов с помощью таких препаратов – это неправильно. А лечить без ведома спортсмена – это абсолютно неприемлемо. Ведь речь идет о риске для карьеры молодого человека».
«Врач подставил и спортсмена, и клуб»
Помог ли спортсмену нандролон или нет, точно установить невозможно, но, как отметил Погосян, препарат остался в организме спортсмена и спустя полгода был выявлен во время допинг-теста.
«Теоретически возможность применять некоторые запрещенные препараты есть. Но для этого оформляются специальные бумаги. Эти бумаги утверждаются в официальных антидопинговых инстанциях. И если есть мотивированная необходимость применения запрещенного препарата для лечения спортсмена, то иногда допинг разрешают к легальному применению. Это называется терапевтическое исключение. Но я никогда не слышал о терапевтических исключениях на нандролон. Этому препарату есть замены и альтернативы», -- отметил Дурманов.
«Ворончихин для использования препарата в лечебных целях соответствующего разрешения не получал. Тем самым он фактически подставил и самого спортсмена, и руководство клуба», -- сказал руководитель комиссии РФБ по антидопингу.
За ошибку врача ответил спортсмен. Решением дисциплинарной комиссии ФИБА Андрея Черныша дисквалифицировали с 15 апреля 2010 по 4 марта 2011 года.
«По Всемирному антидопинговому кодексу любой спортсмен сам отвечает за то, что ему вводилось, поэтому за действия врача отвечает баскетболист. В результате спортсмен не будет выступать в течение года», -- сказал Погосян.
«Он взрослый человек и должен был отвечать за все»
Ворончихина дисквалифицировали пожизненно.
«Не считаю, что наказание для врача слишком суровое. Считаю, что оно достойное. Это решение было принято не сразу. Мы провели несколько заседаний, запросили все медицинские документы, получили объяснения и от спортсмена, и от руководства клуба, и непосредственно от врача. Ворончихин признал свою ошибку, объяснил, почему он это сделал. Он сказал, что вообще не знал, сможет ли спортсмен дальше заниматься, и решил его поставить на ноги. Поэтому никого не поставил в известность, тем самым желая показать, какой он хороший, квалифицированный врач», -- сказал руководитель комиссии РФБ по антидопингу.
Основанием для принятия решения о пожизненной дисквалификации явилась статья 10.3.2 Всемирного антидопингового кодекса (WADA), согласно которой «за нарушение статьи 2.7 (распространение или попытка распространения) или 2.8 (назначение или попытка назначения запрещенной субстанции или запрещенного метода) устанавливается срок дисквалификации от четырех лет до пожизненного».
«Он уже пенсионер. У него возраст какой уже.. Ему семьдесят с лишним лет. Мы считаем, что он просто дал промашку. Он взрослый человек и должен был отвечать за все», -- сказал корреспонденту Infox.ru старший администратор клуба «Автодор» Анатолий Сафронов.
«По моему мнению, это наказание слишком суровое. Но в профессиональном спорте такое наказание для тех, кто отвечает за здоровье спортсмена, принято», -- отметил в свою очередь руководитель комплексно-научной группы при мужской национальной сборной России по баскетболу Альберт Родионов.