Международная федерация легкой атлетики возьмет агентов под свой контроль
Современный спорт все больше напоминает бизнес, в котором важнейшую роль играют спортивные агенты. Менеджеры, которые есть у каждого спортсмена, зачастую вмешиваются в дела спортивных федераций и диктуют свои правила. Как федерация легкой атлетики собирается бороться с произволом агентов, выяснил корреспондент Infox.ru.
«Спортивные менеджеры начинают диктовать федерации свои правила»
На завершившемся 16 марта в Дохе совете Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) были приняты новые правила, относящиеся к менеджерам спортсменов. Теперь представители первых 30 спортсменов мирового рейтинга должны будут пройти специальную процедуру аккредитации в юридической комиссии IAAF и представить финансовые гарантии минимум на $30 тыс., передает агентство «Весь спорт».
«Это сделали для того, чтобы навести порядок. Сейчас люди, которые занимаются спортсменами, нередко приходят со стороны и начинают диктовать свои условия, правила. Они начинают подчинять себе федерацию, которая тесно связана со спортсменами. А никому бы не хотелось, чтобы спортсмены попадали в такие условия», -- сказал корреспонденту Infox.ru главный тренер сборной России по легкой атлетике Валентин Маслаков.
«Такое лицензирование определенно нужно. Слишком много совершенно бестолковых людей болтается в спорте. Из-за них у нас потом возникают проблемы с организаторами соревнований и федерациями. Те, кто действительно достоин представлять спортсменов, это лицензирование пройдут без проблем. Проблемы испытают люди, далекие от мира легкой атлетики», -- сказал один из ведущих спортивных агентов России Павел Воронков.
«Основной интерес менеджеров -- чтобы спортсмены больше заработали»
Обязательное лицензирование спортивные менеджеры проходят в футболе, хоккее, баскетболе и ряде других видов спорта. Теперь к этим видам подключилась и легкая атлетика.
«Это проблема не одного-двух спортсменов. Это проблема всех спортсменов. Менеджеры получают деньги и просто исчезают. Таких случаев очень много. Также спортсмены заключают спонсорские контракты, и зачастую эти деньги просто не доходят до них. Всеми деньгами управляют менеджеры», -- сказал Маслаков.
Часто интересы менеджеров кардинально расходятся с интересами национальной легкоатлетической федерации.
«Основной интерес менеджеров -- чтобы спортсмены как можно больше смогли заработать на соревнованиях. А нам нужно, чтобы спортсмены достойно выступали на чемпионатах мира, Европы. Поэтому для федерации намного лучше, чтобы менеджеры сотрудничали с ней», -- заметил главный тренер сборной и по совместительству вице-президент Федерации легкой атлетики России Валентин Маслаков.
150 спортсменов на одного менеджера
Павел Воронков -- один из ведущих менеджеров легкой атлетики России. Под его покровительством находятся больше 150 спортсменов.
«Это очень серьезная работа -- справляться с таким количеством спортсменов. Не должно казаться, что это все просто. Из известных легкоатлетов у меня Иван Ухов, практически все сильнейшие белорусские толкатели и метатели. Из наших -- Таня Лысенко, практически все девочки-высотницы, Гордеева, Школина. Есть еще спортсмены из Казахстана, Узбекистана, с Украины. Я в основном веду работу с постсоветским пространством», -- рассказал Воронков.
Когда Воронков только начинал карьеру спортивного агента, он сам себе искал спортсменов. Теперь уже спортсмены обращаются к нему.
«Как говорится, первые 20 лет ты работаешь на имя, а потом уже оно на тебя. Обеспечить успех спортсмену менеджер может главным образом правильно выстроенным сезоном. Успех складывается именно из правильно подобранных стартов. Это главное, что должен обеспечить менеджер. Остальное все готовит тренер. Но когда тренер со спортсменом и менеджером составляют равноугольный треугольник, когда все связи крепкие и правильные, именно тогда достигается успех», -- сказал агент.
«Российские менеджеры отличаются от зарубежных»
Но работа российских менеджеров заметно отличается от зарубежных.
«Зарубежные менеджеры зачастую оплачивают сборы, полностью участвуют в подготовке спортсменов. А наши менеджеры не участвуют в таких делах, потому что подготовку на себя берет государство, федерация. Менеджеры за рубежом, можно сказать, более ответственные, потому что вкладывают свои деньги в спортсменов», -- сказал Маслаков.
Но несмотря на то, что уровень работы в России другой, проценты с заработка своих спортсменов агенты в России и за рубежом за свои услуги берут приблизительно одинаковые.
«Процент, который менеджеры снимают со спортсменов, постоянно растет. Сначала было 7-10%, сейчас уже 15%. Зарубежные менеджеры снимают проценты, которые уже предусматривают ту работу со спортсменом, которую они проводят, -- сборы, а часто и тренировки. Наши менеджеры в этом участия не принимают», -- заметил Маслаков.