Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Минтранс сужает воздушный коридор

Минтранс разработает критерии допуска авиакомпаний к чартерным перевозкам. Новый механизм отбора оставит на рынке лишь четыре-пять крупнейших авиаперевозчиков, опасаются в чартерных компаниях.

Министерство транспорта планирует обсудить вопрос расширения круга российских назначенных перевозчиков и возможность изменения процедуры рассмотрения заявок на допуск к выполнению чартерных рейсов. Об этом на закрытом совещании с участием представителей общественных организаций и Ростуризма заявил заместитель министра транспорта Валерий Окулов. По словам осведомленного источника Infox.ru, критериями допуска могут стать регулярность полетов, финансовое состояние перевозчика, состояние парка самолетов, количество самолетов.

Совещание было инициировано Минтрансом после того, как Ассоциация туроператоров России (АТОР) обратилась с письмом к вице-премьеру. В письме была изложена просьба организации разобраться с проблемой, возникшей весной этого года из-за приказа Минтранса № 92 от 2008 года. В середине марта крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот», ссылаясь на приказ № 92, отказался согласовывать полеты на Ларнаку компании «Трансаэро». В ответ «Трансаэро» потребовала от других авиакомпаний согласовывать с ней перелеты на маршрутах из Москвы в Ираклион, Монастир, Гоа и Санью, где авиакомпания является назначенным перевозчиком. После этого компании стали использовать свое право требовать согласования (разрешение на полеты назначенный перевозчик должен предоставить чартерному, если не может сам удовлетворить спрос) полетов, из-за чего были сорваны полеты авиакомпании SkyExpress на Ларнаку. Компании «Трансаэро» лишь через обращение в суд удалось добиться разрешения на полеты на Кипр.

Если компания допущена к полетам, то почему возникают вопросы по допуску именно на чартерные рейсы, напоминает Дмитрий Филатовский, коммерческий директор ICS Group: «Ведь любые перевозки должны быть безопасны». Елена Садкова, директор московского офиса турфирмы «Нева», напоминает, что были случаи, когда компании брали массу обязательств, а потом не могли их выполнить: «У некоторых ведь помимо чартеров есть обязательства по регулярке. Когда компании переоценивают свои возможности, страдают и регулярные перевозки».

Введение критериев для допуска к осуществлению чартерных перевозок -- это абсолютно неверный подход, считает Виталий Коренюгин из Sky Express: «Чартерная перевозка -- другой сегмент, он не может накладываться калькой на регулярную маршрутную сеть. В первую очередь играют роль тип воздушного судна и цена». Если оператору интересно, ему глубоко наплевать на финансовое состояние авиакомпании, добавляет он.

Вмешательство Минтранса приведет к упрощению процедуры, считает Дмитрий Горин из транспортного комитета АТОР: «Если процедура будет изменена, сформируется круг нормальных чартерных перевозчиков. А сейчас летают ненадежные перевозчики, у которых два-три самолета, летают с задержками, за очень низкие деньги». Идет структуризация рынка -- побеждают крупнейшие, их будет немало, так что это не будет монополизацией, уверен он.

Чартерного перевозчика выбирают туроператор и клиент, а не Росавиация, спорит Виталий Коренюгин: «Барьеры, которые собирается создать регулятор, создаются с тем, чтобы ограничить чартерных перевозчиков средней руки. В этой логике надо оставить три-четыре компании первой пятерки, и пусть они везде, на всех рынках летают».

Действие приказа в полной мере отразилось на туристическом рынке, говорит Елена Садкова: "Сейчас идет передел рынка и направлений. Назначенные перевозчики диктуют свои условия, на которые туроператоры вынуждены соглашаться". Главный фактор, на который оказывает влияние передел рынка, это цена. «Последние случаи показывают, что назначенные перевозчики пытаются увеличить стоимость перевозки», -- рассказывает Елена Садкова.

Расширение списка российских назначенных перевозчиков повлечет расширение списка иностранных авиакомпаний, летающих в Россию, напоминает Дмитрий Горин.

Полная версия