Путешествия вновь стали пользоваться спросом почти как до кризиса, утверждают туроператоры, отмечая рост уровня продаж на 20%. Но снижение стоимости путевок, рост издержек и проблемы с авиаперевозками оставляют турфирмы без прибыли.
Российские туроператоры отмечают увеличение спроса на путевки на летний отдых. По оценкам участников рынка, уже сейчас уровень продаж превышает показатели 2009 года. «В целом продажи идут лучше, чем в 2009 году, и хуже, чем в 2008 году», -- говорит Сергей Ромашкин из компании «Дельфин». «По ряду направлений произошел рост от 20% до 40%», -- отмечаетт Эдуард Кузнецов, президент Megapolus tours.
«Без сомнения, этот летний сезон будет лучше 2009 года, а по отдельным направлениям перекроет 2008 год», -- считает Владимир Воробьев из «Натали турс». Он приводит в пример испанское направление, спрос на которое в его компании в этом году на 15% больше, чем в 2008 году.
В компании «Дельфин» продажи путевок в крымские санатории и здравницы также идут лучше, чем в 2008 году. Многие связывают увеличение турпотока по этому направлению с политическими изменениями, говорит Сергей Ромашкин: «Людям хотелось бы отдыхать в дружеском государстве, наверное, те события, которые произошли в Украине, влияют на настроения». Серьезный рост наблюдается и по абхазскому направлению. «В Абхазии фантастический рост. Это объясняется тем, что 2008 год был «убитым» военными действиями, а в 2009 году мы наблюдали лишь осторожный рост», -- объясняет Сергей Ромашкин.
Сам сезон идет неплохо, но на него сильно влияют проблемы с чартерными авиакомпаниями, говорит Дмитрий Филатовский, коммерческий директор ICS Group: «Трудности компании связаны не с загрузкой бортов, а с административными барьерами». По его словам, падение турпотока в прошлом году было около 20%, нынешнее его увеличение составляет примерно столько же. На доходы компании влияет авиаперевозка, добавляет он: «В этом сезоне работа очень сильно зависит от чартеров. Мы вынуждены корректировать программы, по каким-то – пересаживаться на регулярных перевозчиков. Ограничивая дешевые чартеры, перевозчики навязывают свои более дорогие услуги. Все это сказывается на внутренней экономике компании».
Несмотря на заметное увеличение числа клиентов, летний сезон 2010 года может оказаться для российских туроператоров не очень прибыльным. «По некоторым направлениям маржа растет», -- говорит Владимир Воробьев, но добавляет: по Греции и Кипру рост турпотока обеспечивается снижением маржи. Восстановление спроса происходит на уровне отдыха эконом-класса, говорит Эдуард Кузнецов: «Средняя стоимость приобретаемых туров ниже, чем в 2008 году». Прямой связи между увеличением числа клиентов и ростом доходов у туроператоров нет, признается Сергей Ромашкин. «В этом году, памятуя прошлый, больше половины турфирм не стали поднимать цены. Из-за роста стоимости издержек доходы снизятся, несмотря на повышение уровня продаж».
Участники рынка отмечают выравнивание глубины продаж. Хорошая глубина продаж наблюдалась по Испании, рассказывает Владимир Воробьев: «Отельеры обеспокоились ситуацией и отреагировали ценами». Глубина продаж по таким направлениям, как Хорватия и Черногория в этом году составила месяц, говорит Эдуард Кузнецов. "Средняя глубина продаж составляет около трех недель, при этом мы отмечаем большой процент раннего бронирования, вплоть до сентября", - говорит представитель "Интуриста" Юлия Крылова. В компании ICS Group также говорят об увеличении глубины продаж. «Кризис -- это ведь понятие глубоко психологическое, поскольку в конце 2008-го -- начале 2009-го слово «кризис» звучало с каждого угла. И люди, даже имея возможность жить так же, как и раньше, из-за психологии сократили свои расходы. Сейчас слово «кризис» звучит реже, поэтому люди принимают решения эти траты совершать», -- считает Дмитрий Филатовский.
«В целом будет 15-20% роста, а по отдельным направлениям, в частности, европейским, рост будет на уровне 30%», -- уверен Владимир Воробьев. Сергей Ромашкин осторожен в прогнозах на весь летний сезон: «Хотелось бы, чтобы положительная динамика сохранилась. Но в прошлом году падение нарастало в ходе сезона». Помимо сложностей с авиаперевозкой туристическому рынку также мешает стремление к увеличению оборотов, считает Эдуард Кузнецов: «На рынке появляются предложения на уровне себестоимости и ниже. Это формирование искусственного спроса. Активизируется борьба за сегмент на рынке. Бизнес не должен разгоняться больше положенной скорости».