Турагентства перестраховались
Турагентства могут обязать формировать финансовые гарантии для выплат компенсаций туристам, не уехавшим на отдых. Сейчас такой механизм работает только в отношении туроператоров.
Всероссийский союз путешественников и пассажиров разработал потребительские стандарты деятельности участников туристического рынка. Документ основывается на требованиях потребителей туристических услуг к деятельности туристических агентств, говорят разработчики. Стандарты обязывают туристические агентства «иметь возможность использовать реальный механизм, в том числе финансово-расчетный, для урегулирования конфликтной ситуации с потребителем туристических услуг». На практике это может означать, что турагентства должны получать финансовые гарантии, чтобы осуществлять оперативные выплаты туристам в случаях отмены туров. Сейчас механизм фингарантий действует на рынке операторов туристических услуг, агентства освобождены от обязанности формировать финансовые резервы под возможные потери.
Разработчики стандартов предлагают использовать на выбор один из трех механизмов. Первый -- страховой, при котором «турагент может застраховать свою гражданскую ответственность совместно с гражданской ответственностью туристического оператора». Второй -- банковский, когда турагент имеет «банковскую гарантию на сумму не менее 2 млн руб. сроком не менее чем на один год». И третий -- «механизм участия в СРО или иных некоммерческих организациях». Последний вариант, скорее всего, подразумевает инициативу ВСПП, с которой он выступил весной 2010 года, предложив создать фонд прямых выплат. Накопленные в нем средства должны были бы направляться на экстренные нужды туристов, оказавшихся за рубежом в трудной ситуации.
Страхования ответственности туроператоров недостаточно, считает Игорь Козлов, генеральный директор «Ассент трэвел»: «Необходимо гарантировать риски турагентств. Но была инициатива РСТ, которую поддерживают большинство российских туркомпаний. Они предлагали делать фингарантии для каждого выезжающего».
Идея правильная, хотя по форме ее реализации можно искать другие варианты, говорит Михаил Алексеев, коммерческий директор сети турагентств RGB tour: «У некоторых российских туроператоров есть финансовый ценз. Так, например, «Натали турс» при работе с новым агентством просит у него депозит». Либо работа с турагентством может строиться на основании зарекомендовавшего себя имени, добавляет он.
Пока стандарты работают в рамках национального альянса туристических агентств (входят два самостоятельных агентства, созданных ВСПП). По словам председателя оргкомитета ВСПП Дмитрия Давыденко, в ближайшее время их примут и в «Сети магазинов горящих путевок»: «Стандарты находятся в Росстандарте на регистрации. Мы подписали соглашение с СМГП, с 10 июня они начинают работу по этим стандартам».
Согласно стандартам, сотрудники туристического агентства должны иметь соответствующий уровень специального образования, а также помимо профильных дисциплин владеть знаниями ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ФЗ «О защите прав потребителя», ФЗ «О порядке въезда на территорию РФ и порядке выезда с территории РФ», национальных стандартов туристической деятельности, иных федеральных нормативных актов. В России нет на данный момент качественного профильного образования, убежден Михаил Алексеев: «Может, те, кто приходит к нам после окончания профильных вузов, более мотивированы, но все равно -- новых сотрудников нам приходится обучать с нуля». Данное требование нереально, считает Игорь Козлов: «Я бы ввел курсы обучения сотрудников, причем не всех, а какой-то части -- есть ведь бухгалтера и веб-мастера, которым это не нужно».
В России лицензирование участников туристического рынка было отменено в 2007 году. С этого момента был введен институт финансовых гарантий для туроператоров. Каждый туроператор обязан получить у страховщика финансовую гарантию, за которую он выплачивает компании страховую премию (или иметь необходимую сумму на счету в банке). Наличие договора со страховщиком или банком является условием включения туроператора в реестр, который фактически стал заменой лицензирования. С 12 июля 2009 года вступил в силу новый закон о финансовых гарантиях деятельности туроператоров. В соответствии с ним была введена дифференцированная шкала фингарантий, объем которых зависит от получаемой прибыли.