Туроператоры не платят за застрявших туристов
Туроператоры не платят за российских туристов, ожидающих возобновления полетов в Европе. Ситуация форс-мажора прописана в договорах, говорят участники рынка, добавляя, что финансовая поддержка в этой ситуации -- жест доброй воли.
Большинство российских туроператоров, чьи туристы застряли в Европе из-за закрытия воздушного пространства, не берут на себя оплату гостиниц. Российским туристам приходится оплачивать дополнительные дни незапланированного отпуска из собственного кошелька – договорные отношения предусматривают освобождение от ответственности в случае форс-мажора. Лишь немногие компании берут на себя затраты по размещению туристов, большинство компаний обеспокоено организацией их доставки из Европы в Россию.
Платить за расселение и проживание туристов в ситуации форс-мажора туроператоры не обязаны, говорит пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина: «Это не является их обязанностью. Услуга, за которую отвечает туроператор, была оказана. Главное, чтобы компании не бросали своих клиентов, контролировали процесс их вывоза, размещения». «По форс-мажору никто ничего платить не обязан. Мы решали эти вопросы каждый раз в индивидуальном порядке», -- заявила директор по туризму компании Travel System Ирина Лурье. По ее словам, некоторым туристам компания все же помогала оплатить проживание в дни ожидания возобновления полетов. Если туроператор повесит на себя все издержки, он просто закроется, говорит она: «Мы отправляли автобусы в Париж и Прагу, оплачивались они частично компанией, частично туристами».
Повезло тем туристам, которые приобретали билеты у авиакомпаний, говорит Михаил Алексеев из RGB tour: «Их расселением в связи с отменой рейсов занимаются авиакомпании. Если же билет был куплен у туроператора, представители авиакомпаний предлагают со всеми вопросами обращаться к турфирме». По его словам, группа российских туристов в Лондоне вынуждена платить по 70 фунтов в день за номер в отеле – отправившая их компания PAC Group приняла решение не брать на себя связанные с форс-мажором траты. Лишь некоторые организуют размещение за свой счет, говорит Ирина Тюрина: «Те, кто дорожат репутацией и хотят, чтобы клиент к ним вернулся, берут такие убытки на себя, если, конечно, могут». Компании «Транстурвояж», «Веди-тур», DSBW, TravelSystem организовали автобусные рейсы из России в Европу. Автобусы доставили российских туристов на отдых и забрали тех, кто не мог попасть домой из-за отмены рейсов. Чтобы передать деньги туристам, оставшимся за границей без средств к существованию, туроператоры выработали особую схему. В Москве родственники туристов, застрявших в Европе, могли принести деньги в отправляющую компанию. Та ставила в известность принимающую сторону, которая выделяла средства нуждающемуся туристу.
Некоторые туристы возмущаются, что за них не платят, это связано с правовой безграмотностью, рассказывает Ирина Тюрина. Никто не обязан оплачивать проживание туриста в случае форс-мажора, говорит Георгий Мохов из юридического агентства Persona Grata: «Туроператор обязан отвечать за услугу, продукт. Но если человек не попал куда-то, связанные с этим убытки не возмещаются». Группа российских туристов в составе 30 человек находится без денег в гостинице и не может улететь, приводит он пример: «С точки зрения бизнеса – их нужно выселить. Но с точки зрения морально-этических норм -- все понимают сложность ситуации».
Решение о том, в какой мере компания возьмет на себя траты по оплате незапланированных дней отпуска, принимаются в каждой компании ее руководителем, говорит Ирина Тюрина: «Это не принципы бизнеса, а человеческий фактор».