Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Иностранцы разрешат российские чартеры

Требования назначенных перевозчиков по отдельным направлениям незаконны. По словам генерального директора Sky Express Марины Букаловой, согласовывать полеты можно со страной прибытия.

Росавиация не урегулировала конфликт между назначенными перевозчиками и компаниями, выполняющими чартерные рейсы. Вопрос о допуске авиакомпании Sky Express на ряд чартерных направлений до сих пор не решен. Часть популярных в летний сезон направлений, в том числе греческий Ираклион, остается проблемной. «У нас из 30 направлений одно или два -- проблемные. Допустим, Ираклион, где есть назначенный перевозчик, который не дает никому согласования», -- рассказала Infox.ru Марина Букалова, генеральный директор Sky Express. По ее словам, летние программы ряда туроператоров создавались с расчетом на чартерную, а не регулярную перевозку, еще до того, как назначенные перевозчики стали требовать согласований полетов. «У туроператоров были планы на перевозку туристов по ряду маршрутов, связанные с отдельными авиакомпаниями. Сейчас на эти маршруты вводят ограничения», -- говорит она.

Ту-154 эксплуатируют по 40 лет потому, что это уже бесплатный самолетПолный текст беседы Марины Букаловой с корреспондентом отдела бизнеса Александром Цыганковым.

В марте текущего года между авиакомпаниями «Аэрофлот» и «Трансаэро» началось активное противостояние, в которое были втянуты другие участники рынка. Согласно приказу Минтранса № 92, для допуска к выполнению чартерных международных перевозок компания должна согласовать этот вопрос с назначенным регулярным перевозчиком. «При отказе в согласовании назначенный перевозчик обязан предоставить письменное обоснование отказа», -- говорится также в приказе.

Приказ был выпущен еще в 2008 году, но впервые о нем заговорили после того, как его использовала компания «Трансаэро». Перевозчик потребовал согласовывать с ним полеты на маршрутах из Москвы в Ираклион, Монастир, Гоа и Санью, объяснив это тем, что подобным образом с ним поступил ранее «Аэрофлот» по рейсам из Москвы в Ларнаку. Таким требованием другие чартерные перевозчики, в том числе Sky Express, были поставлены в известность, что летать на вышеуказанных направлениях им не разрешат.

В приказе говорится, что согласование требуется, если это предусмотрено договором о международном воздушном сообщении, напоминает Марина Букалова: «Вопрос, как читать эти договора. Некоторые это не предусматривают, некоторые требуют в случае нанесения ущерба». Вопрос в том, наносит ли чартерная перевозка ущерб регулярному перевозчику, подчеркивает она. «Сейчас этот вопрос возник. Я не уверена в полной законности требования «Аэрофлота» как назначенного перевозчика, потому что есть требования, согласования с назначенной стороной, но нигде не написано, что это Россия», -- говорит Марина Букалова.

Sky Express имеет разрешения для полетов, выданные греческой стороной. «Значит, есть согласования с назначенной стороной», -- считает она.

Решение использовать возможности, которые дает назначенным перевозчикам приказ Минтранса, связано с трудным положением российского рынка авиаперевозок. В 2009 году в области авиаперевозок зарегистрирован самый сильный спад со времен Второй мировой войны, говорится в отчете Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). По данным Росавиации, в январе 2010 года авиаперевозки пассажиров выросли на 29,8% по сравнению с январем 2009 года. Это удалось за счет снижения цен на билеты: в низкий сезон, чтобы заполнить борта, билеты продаются на пределе рентабельности. Накануне летних полетных программ и роста турпотока компании показали, что не намерены упускать возможность заработать. «В прошлом году мы летали и в Ларнаку, и в Ираклион, и мы верили, что не наносим никакого ущерба конкретному регулярному перевозчику. Мы везли другого пассажира -- он никогда бы не сел в «Аэрофлот», потому что ему нужны были отель, тур и так далее», -- объясняет Марина Букалова. По ее словам, если из-за назначенных перевозчиков на ряде направлений появятся ограничения, турфирмы обратятся к зарубежному рынку: «Туроператоры просто пойдут и возьмут блоки у иностранной компании или поднимут чартеры с той стороны -- нет проблем».

Заместитель министра транспорта Валерий Окулов заявил, что авиаперевозчики должны получить полномочия для самостоятельного решения подобных вопросов. «Игроки передали излишне много полномочий регулятору -- и это проблема. Регулятор решает несвойственные ему функции и задачи: чартерные программы, расписание, тарифы на аэропортовое обслуживание. Вы зачем чиновникам это отдали? Авиакомпании боятся взять на себя смелость», -- заявил он в одном из выступлений. По его мнению, авиакомпаниям стоит воспользоваться законом о саморегулируемых организациях (СРО): «Нужно операторам брать в руки те полномочия, которые законодательство позволяет. А у нас сейчас идет конкурс административных ресурсов».

Полная версия