Авиакомпании обещают рост цен на билеты на популярных туристических направлениях. Причина -- необходимость согласовывать чартерные программы с «назначенными перевозчиками», права которых закреплены в приказе Минтранса. Цены могут вырасти на $30-40 за кресло, считают туроператоры.
Авиакомпания «Трансаэро» намерена требовать согласования полетов от других авиаперевозчиков на четырех популярных туристических направлениях. На маршрутах из Москвы в Ираклион, Монастир, Гоа и Санью авиакомпания является назначенным перевозчиком. Согласно приказу № 92 Минтранса перевозчики, летающие по этим направлениям, должны согласовывать свою чартерную программу с «Трансаэро». Приказ действует с 2008 года, однако участники рынка не пользовались теми правами, которые он дает. «Трансаэро» готова удовлетворить потребности в перевозках на маршрутах, где она является назначенным регулярным перевозчиком», -- говорится в сообщении компании. Таким образом, компания фактически заявляет о готовности самостоятельно удовлетворить спрос туристов по авиаперевозке на данных направлениях.
В компании такое решение объясняют тем, что ранее приказом № 92 воспользовался «Аэрофлот», отказав в праве на полеты на Ларнаку. «В таких условиях «Трансаэро» также считает себя вправе воспользоваться приказом № 92 для защиты своих интересов», -- заявляет официальный представитель компании. «У меня нет информации по этому поводу», -- сообщила пресс-секретарь «Аэрофлота» Ирина Данненберг.
Вечером 23 марта пресс-служба «Аэрофлота» сообщила о том, что авиакомпания также является назначенным национальным перевозчиком на воздушных линиях Москва – Ларнака и Москва – Ираклион. «Авиакомпаниям, планирующим выполнение чартерных рейсов на данных линиях, необходимо получить согласование ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии», как назначенного перевозчика», - говорится в сообщении. «Видимо, получать согласие придется у обеих компаний», - сказал представитель одной из авиакомпаний, ставящей чартеры на Ираклион, добавив, что ранее с подобной ситуацией им сталкиваться не приходилось.
Согласно приказу Минтранса РФ № 92 для допуска к выполнению нерегулярных (чартерных) международных воздушных перевозок пассажиров перевозчик направляет в Росавиацию письмо о согласовании выполнения перевозок (проведении согласования) с назначенным от имени Российской Федерации перевозчиком. «При отказе в согласовании назначенный перевозчик обязан предоставить письменное обоснование отказа», -- говорится также в приказе. Получить комментарий от представителя Росавиации в течение первой половины дня не удалось.
Авиаперевозчики поставлены в трудную ситуацию, признает Виталий Коренюгин, начальник отдела по связям с общественностью Sky Express: «В Греции есть несколько популярных островных курортов, остальные остаются в сетке наших полетов. Придется летать, куда можно, пока вопрос не решится. Островные направления пойдут без проблем, думаю, за исключением Ираклиона». Авиакомпании могут пострадать от монополистских действий, добавляет он.
Из-за конфликта авиакомпаний пострадают туроператоры и туристы, которые не получат выгодных цен, считает Виктория Кизимова, директор отдел продаж и маркетинга «Мегаполюс турс». «Есть угроза, что тот перевозчик, с которым мы строим программу, столкнется с трудностями. Туроператоры, чьи партнеры по авиаперевозке не согласовали свои полеты, могут обратиться к «Трансаэро». «Даже если договоры подписаны, но авиакомпания не в состоянии обеспечить перевозку, такой контракт может быть расторгнут», -- говорит Александр Морозов из «Авиачартера». «Если же придется брать места у «Трансаэро», цены окажутся на $30-40 дороже», -- напоминает Виктория Кизимова. Виталий Коренюгин говорит о другом варианте развития событий: «Высказывались предложения по выплате роялти назначенным перевозчикам. Согласятся ли авиакомпании -- это еще вопрос». Чартерный рейс не особо прибылен и выполняется на грани рентабельности с минимальной маржей, считает он.
Конфликт вокруг перевозки по Ираклиону -- часть политической игры между крупными авиакомпаниями, считает Александр Морозов: «Объем рынка по Ираклиону достаточно большой, речь идет о нескольких десятках тысяч туристов в неделю в летний сезон. Аэропорт Ираклиона не принимает Boeing 747, а это самый крупный самолет, который использует «Трансаэро». Авиаперевозчику придется допустить другие авиакомпании -- либо самостоятельно, либо с помощью Росавиации, считает он. На конец марта в ведомстве назначено совещание, на котором проблема должна быть решена. Чартерная программа на Ираклион начнется с майских праздников.