Подрядчик Службы внешней разведки не возвращает кредиты
Управление Спецстроя, которое обслуживает Минобороны и Службу внешней разведки, не может расплатиться с кредиторами. Банк «Финсервис», финансировавший Спецстрой, предупреждает правительство и администрацию президента о возможных проблемах с исполнением обязательств перед вкладчиками из-за невозврата кредита.
Банк «Финсервис» пытается через суд вернуть четверть миллиарда рублей, которые взяла в кредит одна из организаций федерального агентства Спецстрой. Непогашение кредита может «повлиять на исполнение банком обязательств перед более 250 тысячами вкладчиков», предупреждает «Финсервис» в письмах первому заместителю премьер-министра России Игорю Шувалову и помощнику президента Аркадию Дворковичу (есть в распоряжении Infox.ru) с просьбой оказать содействие в финансовом конфликте с ФГУП «УССТ № 10 при Спецстрое России».
2 июня 2008 года предприятие «Управление специального строительства по территории № 10», которое входит в структуру Спецстроя, получило в банке «Финсервис» кредит на сумму 240 млн руб. и не успело погасить задолженность в срок, сообщается в документах банка. Заемщику и кредитору удалось договориться о реструктуризации, но с 1 января 2009 года ФГУП перестало исполнять свои обязательства по кредитному договору, сообщают представители банка.
В Спецстрое банку объяснили, что неисполнение обязательств связано с отсутствием финансирования из федерального бюджета тех проектов, которые реализуются в рамках Гособоронзаказа. Тогда банк обратился в Московский арбитражный суд с иском о взыскании задолженности с «УССТ № 10». Требования были частично удовлетворены – в августе 2009 года суд обязал ФГУП выплатить 257,7 млн руб. в счет погашения долга и 100 тыс. руб. госпошлины. Но предприятие так и не выполнило требования, говорится в письме, написанном руководством банка в декабре 2009 года. Получение кредита и пролонгация договора были осуществлены с согласия руководителя Спецстроя России генерала армии Николая Аброськина, однако ни руководство Спецстроя, ни начальство ФГУП не вышли на контакт с банком, чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Управление специального строительства по территории № 10» осуществляет строительство объектов спецназначения, предприятий ОПК, жилищного строительства и социальной инфраструктуры на территории Москвы. Основные заказчики – Минобороны, СВР, Минпромторг, Федеральное космическое агентство. Начальник – Николай Бондаренко. На сайте Спецстроя указано, что в данный момент УССТ № 10 строятся многоэтажные жилые дома в Балашихе, Софрине, Химках, а также «сооружения различного назначения в городе Тейково в интересах РВСН».
Правительство неоднократно требовало от банковского сектора увеличить объемы кредитования промышленных предприятий. 18 сентября 2009 года на экономическом форуме в Сочи премьер-министр России Владимир Путин пообещал совершенствовать банковский сектор, чтобы предпринимателям стали более доступны длинные деньги. «Думаю, что в ближайшие годы, и мне бы этого очень хотелось, и правительство ставит перед собой такую задачу, чтобы в ближайшие несколько лет в нашей банковской системе ставка по кредитам составляла где-то процентов шесть», — сказал Путин. «Пойдет?» — обратился премьер к главе Сбербанка Герману Грефу. Тот кивнул головой.
Но банкиры недоумевали, как можно в условиях российской инфляции снижать ставки до обозначенного уровня. Например, председатель правления ВТБ 24 Михаил Задорнов заявлял Infox.ru, что пока инфляция в России будет оставаться на уровне 9-10%, «выдавать кредиты и привлекать депозиты по ставке в реальном выражении -5% или -6% никто не будет».
По словам директора Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии Сергея Моисеева, банки «часто вынуждены кредитовать заведомо не платежеспособные предприятия». «Но речь идет в основном о крупнейших госбанках, остальных это касается в меньшей степени, – рассказывает эксперт. – Как правило, подобные вопросы решаются на уровне заседаний в администрации правительства, никаких официальных директив и предписаний не существует. Госбанки в регулярном режиме отчитываются по предоставленным кредитам в разрезе отраслей, а поскольку есть список стратегических предприятий, предусматривается, что поддержка должна оказываться в первую очередь им».
Сергей Моисеев также отмечает, что просьбы выдать кредит госпредприятию часто поступают и коммерческим банкам, обычно – от руководителей субъектов федерации или муниципальных образований, «особенно если это моногород». «Как правило, если ходатайствует руководство субъекта федерации, оно же должно предоставлять гарантии, иначе маловероятно, что банк примет на себя такие риски, – говорит экономист. – Такая практика является распространенной. Для того чтобы она сошла на нет, нужно изменение конкурентной среды и отраслевой структуры экономики, что представляется крайне маловероятным в ближайшее десятилетие».
Банкам не следует слепо верить в платежеспособность государства, считает доцент кафедры банковского дела Российской экономической академии имени Плеханова Денис Домащенко. «Государство является самостоятельным игроком кредитного рынка, – говорит он, – и любому банку надо просчитывать кредитные риски на государство так же, как и на прочих заемщиков».
«Что касается любой «добровольно-принудительной» формы кредитования, то банки изначально идут на данный риск, и то, что произойдет дальше, в любом случае должно укладываться в рамки банковского риск-менеджмента, – продолжает экономист. – С моральной точки зрения ситуация неприятная, но законы бизнеса, к сожалению, имеют такие издержки».
Государственные организации, нуждающиеся в оборотных и инвестиционных ресурсах, обращаются в российские коммерческие банки, которые кредитуют их наравне с иными заемщиками, описывает ситуацию председатель совета директоров банка «Финсервис» Георгий Шабад. «Но банки рассчитывают, что и при возврате средств на эти организации будут распространяться как минимум те же требования, что и на коммерческих заемщиков. Между тем мы видим, что, несмотря на исправное финансирование со стороны правительства бюджетных статей расходов, «Спецстрой» не спешит отвечать по обязательствам созданного им ГУПа. Создается типичная в последнее время для недобросовестных коммерческих заемщиков ситуация, когда активы концентрируются в одном предприятии, а пассивы, прежде всего взятые в долг средства, -- в другом, хотя и связанном отношениями собственности с первым. Однако, когда к подобного рода уловкам прибегает государственная организация, это не может вызвать ничего, кроме возмущения. В ситуации, когда правительство, с одной стороны, поддерживает ликвидность банков, отвечающих перед своими вкладчиками, а с другой -- поддерживает стабильную работу бюджетного сектора, руководство Спецстроя действует в направлении, прямо противоположном усилиям правительства. Это как минимум -- поведение, не достойное ответственных чиновников. В результате подобных действий страдают коммерческие банки, простые вкладчики этих банков, страдает авторитет государственных организаций, страдают в конечном счете государственные интересы», -- заявляет банкир.