Минтранс закодирует авиасборы
Министерство транспорта готовит приказ, который вынудит авиакомпании отказаться от ряда сборов, дополняющих стоимость авиабилета. Основные сборы не исчезнут, но их кодовая классификация будет прописана в приказе. А сейчас некоторые перевозчики берут с пассажиров деньги незаконно, считают в министерстве.
В Министерстве транспорта подготовлен приказ, устанавливающий порядок регистрации и опубликования авиакомпаниями тарифов и сборов, рассказал источник Infox.ru. Согласно ему, в приказ № 10 будут внесены изменения, вводящие кодовые обозначения для каждого сбора. Присвоение каждому сбору определенного кода приведет к тому, что у авиакомпаний станет меньше возможности назначать сборы произвольно, говорит чиновник министерства. Участники рынка полагают, что часть существующих сейчас сборов не получит кодового обозначения. Взимание сборов, не установленных правилами Минтранса, является незаконным.
Участники рынка приводят в пример сбор некоторых авиакомпаний за бумажный билет (при возможности оформить электронный) - за это придется заплатить от 500 до 1000 руб. в зависимости от авиакомпании.
Один из авиаперевозчиков берет сбор за бронирование, покрывая расходы на услуги автоматизированной системы бронирования «Gabriel» и обработку данных из дистрибутивных систем бронирования. «Последнее не входит в перечень сборов, указанных в приказе, значит пассажир не обязан за это платить», -- указывает сотрудница билетного агентства. По ее словам, у компании также есть и «компенсационные таксы» — они могут взыматься вместе со сбором за бронирование и покрывают расходы, понесенные на услуги дистрибутивных автоматизированных систем бронирования.
Уже действующий приказ Минтранса № 155 содержит правила формирования и применения тарифов пассажирских авиаперевозок и взимания сборов. Так, помимо тарифа, пассажира могут обязать платить сборы за бланк билета, бланк ордера, бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа, топливо, предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, а также сбор другого государства при международном перелете. Кроме того, отдельной строкой в приказе прописана дополнительная плата «за предоставление дополнительных услуг повышенной комфортности». В приказе также сказано, что все тарифы и сборы подлежат регистрации и опубликованию.
К примеру, билет на рейс Москва--Токио--Москва авиакомпании «Аэрофлот» включает в себя сборы на 6426 руб. 44 руб. -- сбор за бланк, 5280 -- топливный сбор, 238 -- сбор за бронирование. 694 и 170 руб. -- аэропортовые сборы Токио.
Такие сборы устанавливает аэропорт или страна, в которую летит самолет авиакомпании, поясняет сотрудник билетного агентства: «За каждого пассажира авиакомпания платит аэропорту -- например за процедуру регистрации. Все полученные от пассажира деньги мы отдаем перевозчику, а он рассчитывается со своими партнерами».Сейчас некоторые авиакомпании включают в стоимость билета сборы произвольно. Контролировать их невозможно: для их обозначения в билетах используются произвольные коды. «Скажем, есть сбор за бланк -- даже у него есть несколько вариантов регистрации через код», -- говорит эксперт.
Авиакомпаниям стоит ждать проверок, предостерегает чиновник из министерства. По словам источника, контролирующие органы уже заинтересовала политика взимания сборов некоторых авиакомпаний.
После того как приказ будет подписан в Минтрансе, его направят на рассмотрение в Министерство юстиции. При его одобрении авиакомпании получат время на то, чтобы привести свою деятельность в соответствие с новым правилом. Появление порядка регистрации сборов не сможет снизить стоимость перевозки, но изменит рынок авиаперевозки в более выгодную для потребителей сторону, считают участники авиарынка. «То, что раньше проходило под произвольными сборами, будет просто включаться в тариф», -- говорит источник Infox.ru в министерстве. «Ценовая политика авиакомпаний станет более прозрачной, а значит, пассажир сможет более реально оценивать, сколько в конечном счете ему придется заплатить за билет», -- уверена директор отдела продаж авиационного агентства. С 1 ноября 2008 года все авиакомпании Европы обязаны указывать полную стоимость авиаперевозки с учетом всех сборов и налогов. В России перевозчики по-прежнему анонсируют лишь стоимость тарифа, часто скрывая сборы и налоги.