Около 20% путевок в 2008 году российские туроператоры продали ниже себестоимости, констатирует Эдуард Кузнецов, президент компании «Мегаполюс турс», входящей в транснациональный холдинг Kuoni. «Нельзя сказать, что наш швейцарский партнер удовлетворен такой ситуацией», -- признает менеджер, добавляя, что акционеры надеются «преодолеть вызовы».
Российский туристический рынок упал, операторы вынуждены продавать путевки в убыток, констатирует Эдуард Кузнецов, президент компании «Мегаполюс турс», входящей в транснациональный холдинг Kuoni. Его оценка глубины падения рынка почти совпадает с подсчетами Ассоциации туроператоров России и Росстата.
В условиях кризиса «Мегаполюс турс» пришлось реструктурировать компанию и увольнять сотрудников. «Мы не сокращали рабочий день, но серьезно посмотрели на занятость наших сотрудников, на количество вспомогательного персонала. Порядка 25-30% персонала было сокращено к началу этого года. Одновременно мы завершили реструктуризацию компании. Мы перешли от традиционного разделения компании на минитуроператоров по направлениям к специализации отделов по типу выполняемых работ. Есть отдел контрактинга, они работают по всем направлениям. Есть отдел продактинга, они компонуют пакеты услуг и смотрят за ценовой политикой. Еще есть отделы продаж и маркетинга. Вот такая структура позволила нам оптимизировать количество персонала и повысить эффективность их работы», -- замечает Эдуард Кузнецов.
Цель компании на 2009 год -- сохранить рентабельность. «Даже в 2008 году мы еще пытались отстаивать свои амбиции двигаться так, как развивался рынок, прибавляя 20-40%, -- признает Эдуард Кузнецов. -- В этом году мы закладывались, исходя из других требований, а именно: быть рентабельными».
Kuoni купил контрольный пакет «Мегаполюс турс» в конце 2007 года. «Это произошло накануне 2008 года -- не лучшего для операторского бизнеса России. Операторы на массовых направлениях перешли на субмассовые -- Греция, Хорватия, горнолыжные курорты. Продолжилось все повышением цен на нефть и пересчетом стоимости авиабилетов -- такую информацию мы получали каждые две недели и считали неправильным добирать эти суммы с клиентов и агентов. Ну и закончилось все кризисом. Поэтому нельзя сказать, что наш швейцарский партнер удовлетворен такой ситуацией, но одновременно с этим они понимают, что российский рынок перспективный, интересный. Он, как они говорят, «преподносит много вызовов». Рынок достаточно профессионален, но незрел, неструктурирован. Ситуация меняется, мы учимся, учитывая опыт наших акционеров в этой бизнес-среде, правильно оценивать риски и управлять процессами продаж и создания продукта. Думаю, все вызовы мы преодолеем», -- резюмирует Эдуард Кузнецов.