Москва
25 декабря ‘24
Среда

РЖД вводит бонусы для пассажиров

«Российские железные дороги» введут систему бонусов для пассажиров. РЖД собираются предлагать постоянным клиентам бесплатного носильщика или место в вагоне повышенной комфортности. Компании не имеет смысла бороться за пассажира, она -- монополист, удивляются эксперты.

ОАО «РЖД» планирует ввести систему бонусов для своих пассажиров, сказал Infox.ru представитель монополии. В РЖД рассматриваются варианты использования уже существующих бонусных систем, таких как «Малина», Mnogo.ru, «Спортмастер» и «Аэрофлот-бонус». Кроме того, карта «РЖД» возможно, будет совмещена с карточкой одного из банков.

Бонусная система РЖД может заработать только для тех клиентов, которые покупают билеты через интернет. Решается вопрос и о том, каким образом выстраивать систему поощрения – через накопление баллов или через разовые скидки. Среди «подарков», которые могут ожидать пассажиров поезда, -- скидка на билет на поезд дальнего следования, услуги носильщика или обед во время поездки, возможность повысить класс вагона.

Алексей Безбородов, глава агентства Infranews, скептически относится к идее введения бонусов – по его мнению, подобные поощрения малодоступны потребителю, в том числе и в сфере авиаперевозок, где они распространены. «Надо налетать миллионы километров, чтобы получить бесплатный билет. Если у железных дорог будет то же самое – не совсем понятно, в чем идея», -- говорит он.

Введение бонусов у перевозчиков – это мировая практика. «Это мера для создания более лояльной аудитории и продвижения бренда», -- рассказывает аналитик «Финам Менеджмента» Максим Клягин. Добиться лояльности пассажиров компании вряд ли удастся, считает Алексей Безбородов: «Лояльность может быть, если у вас есть рынок. А о какой лояльности может идти речь, если РЖД – монополист?» По мнению Максима Клягина, такая система все же может иметь положительный эффект: «РЖД -- монополист, но интерес к этому виду транспорта может повыситься, если появится эффективная система дисконтов».

Бонусные программы всегда имеют массу ограничений. К примеру, полученный за накопленные баллы авиабилет не может быть оформлен на другого человека, не подлежит обмену и не содержит оплаченных топливных и прочих сборов. Участвуют в подобных программах определенные тарифы – как правило, малобюджетные. Кроме того, если накопленные баллы не использовать вовремя, они могут сгореть. У компаний, входящих в крупные альянсы перевозчиков, есть преимущества по поощрению своих клиентов. Если обладатель бонусной карты «Аэрофлота» летит самолетом KLM, то он все равно получит бонусные баллы, так как обе компании входят в альянс SkyTeam.

Западный опыт вряд ли можно применить на российской почве, считает Алексей Безбородов: «Железные дороги в Германии – это другая жизнь, другой бизнес. Смешно говорить об уровне корпоративного мышления и сравнивать Deutsche Bahn и РЖД».

Полная версия