Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Проект закона «О полиции» обнародован в сети

Проект закона «О полиции» выложен в интернет. Документ предусматривает существенные изменения в действующее законодательство о деятельности правоохранительного ведомства. По поручению президента Медведева в законе детально описаны полномочия сотрудников МВД.

Специальный сайт с проектом закона «О полиции» стал доступен в субботу днем. Законопроект содержит существенные изменения в действующий закон «О милиции».

Бить аккуратноПрименение сотрудником полиции специальных средств должно осуществляться с учетом следующих ограничений: запрещается наносить человеку удары палкой резиновой по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца, а также многократно наносить удары в одно и то же место.
В новом варианте закона 11 глав и 57 статей. В старом законе – восемь разделов и сорок статей. Посетители сайта могут комментировать отдельные главы закона после предварительной регистрации. Обсуждение закона продлится до 15 сентября 2010 года.

Главным направлением деятельности полиции остается предупреждение, профилактика преступлений (статьи 2 и 12). Применение силы сотрудниками милиции санкционировано лишь в том случае, когда ненасильственные методы не обеспечивают выполнение обязанностей сотрудников МВД (статьи 6 и 19).

По замыслу создателей, проект закрепляет и раскрывает новую, партнерскую модель взаимоотношений полиции и общества.

Открытая полиция

«Открытость и прозрачность деятельности полиции будут способствовать восстановлению доверия у граждан. Граждане и организации имеют право в порядке, установленном законодательством, получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права», -- говорится в сопроводительной записке.

Предупредить и минимизироватьСотрудник полиции перед применением физической силы обязан предупредить о намерении их применения. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать, когда действия лиц создают непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, либо когда они могут повлечь наступление иных тяжких последствий, либо когда такое предупреждение является неуместным или невозможным. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан стремиться, исходя из обстоятельств, к минимизации любого ущерба.
Предлагается обязать руководителей полиции выступать перед местными заксобраниями с отчетами о результатах деятельности, сотрудников полиции, замещающих должность участкового уполномоченного полиции, – перед гражданами, проживающими в соответствующем муниципальном образовании.

«Полиция должна информировать о своей деятельности средства массовой информации: по запросам редакций предоставлять необходимые сведения, проводить пресс-конференции, рассылать справочные и статистические материалы, а также взаимодействовать в иных формах. При оценке эффективности работы полиции мнению граждан о ее деятельности отводится определяющая роль», -- отмечается в документе.

В связи с этим на МВД России возлагается обязанность постоянно изучать общественное мнение и осуществлять мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества.

Учтивая полиция

Права полиции в новом законопроекте «максимально конкретизированы». Так, исключены некоторые нормы, не имеющие четкого юридического содержания и не позволяющие полиции произвольно, без необходимых оснований, должной процедуры и соблюдения определенных сроков, ограничивать права граждан и организаций.

Полицейских проверятСотрудник полиции обязан знать и соблюдать Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты и обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции, законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции.
Регламентирован порядок применения полицией таких мер государственного принуждения, как задержание граждан, проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки, блокирование участков местности, жилых помещений, строений и других объектов, формирование и ведение банков данных о гражданах.

В законопроекте определен и исчерпывающий перечень граждан, в отношении которых полиция может применять задержание, определены основания такого задержания. Находящиеся под стражей лица должны содержаться в специально отведенных помещениях, под охраной, в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью, предусматривается ведение реестра лиц, подвергнутых задержанию.

При определении терминов «специальные средства», «применение оружия» устранены терминологические неточности и неоднозначность их толкования, которые существуют в действующем законе.

Разработка законопроекта

Решение разработать новый закон о милиции было принято президентом России в конце декабря 2009 года в рамках общей программы реформы МВД.

Разработка законопроекта преследовала три цели. Во-первых, необходимо было уточнить нормы общественного контроля за деятельностью МВД. Второй целью закона было уточнение и кодификация всех обязанностей милиции. В-третьих, новый законопроект призван конкретизировать права милиционеров и избавить законодательство от неясных формулировок.

Концепция и основные положения нового законопроекта были рассмотрены на специальном совещании 2 июня. Президент России поручил рабочей группе во главе с министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым разработать новую версию закона до 1 декабря. Эта задача была выполнена рабочей группой уже к 6 августа.

На совещании 6 августа Медведев обнародовал решение переименовать милицию в полицию и заявил о том, что проект новой редакции закона будет доступен в сети для комментариев граждан 7 августа этого года.

Полная версия