Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Чайка: без согласия прокурора не сажать

По мнению генерального прокурора России, в смерти заключенных в СИЗО виноваты несвоевременная помощь и профессионально слабые следователи, без необходимости ходатайствующие об аресте. Глава Генпрокуратуры считает, что для прошения о заключении под стражу необходимо согласие прокурора.

Генеральный прокурор России Юрий Чайка указал на ошибки, допущенные сотрудниками уголовно-исполнительной системы. В интервью «Российской газете» глава Генпрокуратуры заявил, что ФСИН не обеспечила надлежащей медицинской помощи скончавшимся в СИЗО Вере Трифоновой и Сергею Магнитскому.

Чайка рассказал, что «по поводу смерти Сергея Магнитского и Веры Трифоновой проводились прокурорские проверки, в ходе которых установлены нарушения их прав на надлежащее своевременное медицинское обеспечение». «Причем по делу Трифоновой органы прокуратуры изначально заняли принципиальную позицию, а именно: дважды прокуратура настаивала в суде, что ее надо освободить из-под стражи. Однако суд и следствие к мнению прокурора не прислушались», -- добавил он.

По мнению генпрокурора, в смертях подозреваемых в СИЗО, помимо работников изолятора, виновата «амбициозность следователей». Он отметил, что «к ненужной жестокости прибегают слабые в профессиональном смысле следователи», потому что так им удобнее держать подозреваемого «всегда под боком» и сломить его психологически.

«Какая необходимость была держать за решеткой очевидно больных людей? -- недоумевает Чайка. -- Есть у нас домашний арест, есть другие меры пресечения -- подписка о невыезде, залог -- почему не использовать их?»

Чайка одобрил внесенный в Госдуму законопроект, согласно которому следователь может ходатайствовать об аресте подозреваемого только с согласия прокурора. По его мнению, такой закон даст «дополнительные гарантии для гражданина не быть арестованным без достаточных на то оснований».

«Это ведь ненормально, когда суд принимает во внимание исключительно позицию следователя, -- считает главный прокурор России. -- Во всем цивилизованном мире следователь только проводит расследование, собирает материал. А прокурор оценивает доказательства, считает их достаточность и затем принимает решение, действуя от имени государства».

53-летняя обвиняемая по делу о мошенничестве Вера Трифонова скончалась в больнице «Матросской Тишины» 30 апреля. Она заявляла следователю о тяжелом состоянии здоровья -- Трифонова страдала тяжелой формой диабета -- сразу после задержания, еще в декабре 2009 года, однако следователь ходатайствовал о ее аресте.

Юрист Hermitage Capital Сергей Магнитский скончался в тюремной больнице 16 ноября 2009 года. Арестованный по делу об уклонении от уплаты налогов, он провел 11 месяцев в Бутырском СИЗО, написав за это время более 400 жалоб на условия содержания в изоляторе.

Полная версия