Дмитрий Медведев «абсолютно не исключает» участия в президентских выборах 2012 года. Глава государства накануне визита в Осло также выразил уверенность в разрешении спора с Норвегией о континентальном шельфе и подтвердил заинтересованность в разработке Штокмановского месторождения.
Президент России Дмитрий Медведев накануне визита в Норвегию по приглашению короля Харальда V дал интервью норвежской газете Aftenposten. В рамках визита главы Российского государства в скандинавскую страну 26-27 апреля ожидается подписание большого пакета документов.
Медведев не исключил участия в выборах
В интервью Aftenposten Медведев заявил, что не исключает своего участия в президентских выборах в 2012 году.
«Если это будет необходимо для моей страны и для того, чтобы сохранить тот курс, который был сформирован в последние годы (я имею в виду и тот период, когда во главе государства стоял Владимир Путин, и тот период, когда я нахожусь во главе государства), то я для себя абсолютно ничего не исключаю, в том числе и участие в этих выборах», -- цитирует президента пресс-служба Кремля.
Вместе с тем он подчеркнул, что для его участия в выборах необходимо выполнение нескольких условий: «Во-первых, как минимум результаты моей работы должны быть приемлемы для наших граждан, ну и мы должны ориентироваться на то, чтобы достичь результата, а не просто поучаствовать. Поэтому -- посмотрим».
Спор «абсолютно разрешим»
В интервью норвежскому изданию Медведев выразил уверенность в том, что длящийся более 40 лет спор о разграничении континентального шельфа между Россией и Норвегией «абсолютно разрешим».
«Вы знаете, наверное, действительно, это не самый, может быть, сложный, но это самый масштабный вопрос, который существует. Я считаю, что он абсолютно разрешим. Более того, скажу вам откровенно, я занимаюсь этим вопросом в практическом ключе, мне его докладывали, и, может быть, в ближайшее время еще один доклад на эту тему будет сделан в преддверии моего визита к вам в Норвегию», -- сказал президент.
Медведев считает, что в споре о шельфе «нет ничего сверхъестественного».
«Но нужно найти решение, которое позволит определиться по двум зонам, по которым еще нет окончательного понимания, потому что ведь разделу подлежит не только собственно шельф, но и исключительная экономическая зона. А это достаточно сложные процессы, они, в общем, обычно долго идут между странами», -- отметил российский президент.
По его словам, самое главное -- найти решение, которое устроит обе стороны «не путем сдачи позиций сторон, а путем нахождения разумного компромисса, который позволит сказать, что учтены по возможности все предложения каждой из сторон и найдена какая-то срединная позиция, которая устраивает обе стороны».
«То есть это должно быть прагматичное решение, которое впоследствии не должно оспариваться кем-либо из государств или кем-либо из представителей бизнеса этих государств, которое получит легитимность и будет юридически защищаемым», -- пояснил Медведев.
Глава российского государства подчеркнул, что существуют «существенно более сложные вопросы, касающиеся проблем, связанных с территориальной проблематикой».
Позиция по Штокмановскому месторождению не меняется
Медведев заявил о заинтересованности России в старте реализации проекта по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения. По его словам, вопрос в том, чтобы выбрать правильную дату начала подготовки проекта.
«Ведь строительство таких крупных объектов, особенно таких объектов, как завод по сжижению газа, -- это пять, семь лет, -- пояснил президент. -- И здесь нужно учесть все компоненты: и финансовую готовность, и проектную готовность. Но здесь наша позиция не меняется. Мы заинтересованы в том, чтобы с участием наших партнеров приступить к реализации этого проекта».
«Будет ли это сделано в 2010 или в 2011 году, это не столь принципиально, потому что мы понимаем, 2009 год был очень сложным для всех стран европейских, и для России тоже, и для компаний наших. 2010 год -- это год выхода из кризиса. Поэтому, может быть, как раз нужно просто найти удачную точку и именно с нее начинать работу», -- подчеркнул президент России.
Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено в центре шельфовой зоны российского сектора Баренцева моря на расстоянии около 600 км к северо-востоку от Мурманска. Его запасы оцениваются в 3,8 трлн кубометров природного газа и около 37 млн т газового конденсата. Ранее оператор проекта компания Shtokman Development AG заявила, что начало производства трубного и сжиженного газа может быть отложено на три года. Совет директоров компании решил выделить в отдельный этап проекта строительство пускового комплекса для поставки трубопроводного газа.
Бороться с терроризмом «без пауз»
Журналисты не обошли вниманием и вопросы о борьбе с терроризмом.
«Теракты, о которых вы говорите, спасибо вам за слова соболезнования, -- это действительно проявление предельно циничного, ужасающе кощунственного отношения к главной ценности -- к человеческой жизни. Я сейчас не говорю даже о мотивах этих террористов», -- сказал Дмитрий Медведев.
Президент заявил, что российское правительство в борьбе с терроризмом должно действовать «жестко, последовательно и грамотно».
«Решительно в том плане, что не должно быть промедлений, не должно быть пауз, --сказал он. -- Должны приниматься быстрые ответные меры, причем, подчеркиваю, самые разные».
«Жестко» в данном случае относится, собственно, к самим террористам, к бандитскому подполью, к тем, кто пытается террором сеять страх, убивать наших людей и в Москве, и на Кавказе», -- пояснил глава российского государства.
По словам президента, на Кавказе необходимо не просто уничтожать террористов, но и делать жизнь приемлемой для людей, «чтобы они могли реализовывать свои желания: и материальные и духовные».
«Материальные -- это просто желание иметь нормальный достаток, приобретать нормальную собственность. А духовные -- это в основном мусульманские регионы, -- чтобы они могли нормально исповедовать ислам. Но это должен быть ислам, который традиционен для нашей страны, а не который пытаются нам притащить из-за границы, причем зачастую в террористической упаковке», -- отметил Медведев.
Президент не верит в универсальные модели
Медведев поделился с норвежским журналистом, что, по его мнению, перенос на российскую почву так называемой северной модели развития экономики невозможен.
«Скажу так: я не очень верю в универсальные модели», -- сказал президент.
«Когда-то Советский Союз свою модель навязывал -- ничего хорошего не вышло ни для тех, кому он ее навязывал, ни для самого Советского Союза. Поэтому я не очень верю в возможность копирования какой-либо модели, в том числе и так называемой вот этой северной, левой, социалистической или квазисоциалистической модели, по которой некоторые северные государства развивались», -- пояснил он.
«Хотя я отдаю должное тому, что было сделано, особенно в 70-е, 80-е годы, особенно в тот период, когда во многих странах у власти были социал-демократы. Это серьезные такие, очень внушающие уважение успехи, но перенос их на российскую почву, на мой взгляд, невозможен», -- отметил президент России.
Ждем норвежцев в Сочи
Президент России надеется, что легендарный норвежский биатлонист Уле Эйнар Бьорндален выступит на Олимпийский играх 2014 года в Сочи. «Нам было бы очень интересно с ним посоревноваться», -- сказал глава государства в ходе интервью.
Бьорндален -- единственный в мире шестикратный олимпийский чемпион. Всего на чемпионатах мира Бьорндален завоевал 33 медали (из них 14 золотых) -- это рекорд в истории биатлона.
На вопрос, может ли президент России пообещать норвежцам, что российские спортсмены на сочинской олимпиаде окажут им сильное сопротивление, Медведев ответил: «Я искренне вам это обещаю и очень на это надеюсь, что мы будем сопротивляться норвежцам изо всех возможных сил. Но в то же время мы понимаем, что вы сильные соперники».
«Не буду скрывать, я не очень, конечно, как и большинство российских граждан, доволен тем, как наша команда в Ванкувере выступила, -- рассчитывали на большее. Но, может быть, и неплохо, к Сочи подойдем более злыми. И, как принято говорить в России, вы, наверное, знаете эту пословицу: дома и стены помогают. В данном случае буду надеяться на то, что будут помогать трассы, подъемники, будут помогать спортивные объекты. Все-таки страна, которая проводит Олимпиаду, имеет маленькое, но конкурентное преимущество», -- подчеркнул Медведев.