Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Минюст: убийцы могут претендовать на помилование

Министр юстиции Александр Коновалов рассказал, как будет реформироваться уголовно-исполнительная система. По его мнению, около половины заключенных могли бы не отбывать наказание в тюрьмах, а 30 тыс. осужденных, в том числе за убийство, могут претендовать на помилование.

Министр юстиции России Александр Коновалов считает российскую уголовно-исполнительную систему (УИС) устаревшей и во многом неадекватной, передает РИА «Новости». По словам министра, главная задача реформирования УИС -- снижение числа тех, кто находится в местах лишения свободы.

Так, Коновалов подчеркнул, что около половины заключенных сегодня могли бы быть наказаны за свои проступки вне изоляции от общества и разрыва социальных связей. Среди предложенных мер по реформированию УИС министр также назвал изменение практики арестов на досудебной стадии уголовного преследования. «Арест должен рассматриваться как исключительная мера пресечения, без которой нельзя обойтись категорически», -- подчеркнул он.

Кроме того, глава министерства  высказался за перевод в разряд административной юстиции ряда преступлений, за которые сегодня предусмотрено уголовное наказание, а также предложил увеличить вариативность наказаний, в том числе снизить пороги санкций за отдельные преступления.

Отделить рецидивистов

С точки зрения министра, основная идея реформы в отделении особо опасных преступников и рецидивистов от тех, кто был осужден в первый раз и зачастую по глупости. Важной идеей министр также назвал создание системы стимулов спецконтингента. «Должна эффективно действовать система социальных лифтов, которая позволит человеку выбраться из критической ситуации, если он этого хочет», -- отметил Коновалов.

Кроме того, министр заявил о целесообразности привлечения общественных комиссий, правозащитных организаций и других гражданских институтов для мониторинга ситуации в местах лишения свободы.

Новый менеджмент УИС

По словам министра, во ФСИН сегодня не хватает «хорошего современного менеджмента». Он сообщил, что его заместитель, бывший директор ФСИН Юрий Калинин на своей новой должности будет курировать уголовно-исполнительную систему. А новый глава службы исполнения наказаний Александр Реймер, назначенный 4 августа, заявил, что в ходе реформы в России останется два вида тюрем -- для рецидивистов и совершивших тяжкие преступления в первый раз, а также два вида колонии-поселения -- с усиленным наблюдением и без него, где будут содержаться неопасные преступники.

Говоря о кадровых проблемах УИС, Коновалов заявил, что «не на шутку» намерен бороться с проявлениями коррупции в подведомственных ему федеральных службах. Он призвал нечистых на руку сотрудников сразу покинуть ряды министерства, предупредив, что в противном случае их ожидает «в лучшем случае изгнание с позором, а в худшем -- они попадут за решетку».

Еще одной задачей проводимой реформы министр юстиции назвал обеспечение деятельности мест заключения в хозяйственном, медицинском и других аспектах. Говоря о хозяйственной составляющей существования колонии, он подчеркнул, что необходимо изменить подход к организации труда.

30 тыс. будут помилованы

В ходе сегодняшней конференции замначальника управления президента России по обеспечению конституционных прав граждан Сергей Герасимов сообщил, что более 30 тыс. осужденных впервые за преступления небольшой и средней тяжести могут претендовать на помилование. В мае 2009 года указом президента была значительно упрощена процедура помилования, а сроки таких ходатайств сокращены до 45 суток.

В свою очередь министр Коновалов указал на необходимость «наладить безупречное исполнение» данной процедуры, в том числе отбор заключенных, которые могут претендовать на помилование, подчеркивая, что зачастую совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе убийства, больше заслуживают помилования, «чем развратники или казнокрады».

«По предварительным подсчетам, в результате сокращения числа осужденных будут высвобождены порядка 40 исправительных учреждений. Их можно будет использовать в инвестиционных программах, по опыту Минобороны России или передать МВД для организации арестных домов либо они могут использоваться ведомством в других целях», -- отметил глава ФСИН.

Полная версия