Бонусы возвращаются в прошлое
Кризис изменил систему, по которой рассчитываются компенсации топ-менеджерам. Определяющим фактором становятся долгосрочные успехи в пользу работодателя. Самые большие премии, как и раньше, будут получать работники инвестиционно-банковского сектора. Больше всего шансов на выплату бонусов у сотрудников отделов продаж.
Размер бонусов для топ-менеджмента возвращается к докризисным показателям. Специалисты по подбору персонала высшего звена говорят о порядке сумм на уровне 2007 года, когда компенсации достигли рекордных уровней.
Некоторые компании и в кризис платили премии за успехи топ-менеджеров -- управленцы брали на себя высокие риски и принимали краткосрочные решения, увеличивавшие прибыль на 20-30%, иногда на 100-200% за год, а в некоторых случаях за несколько месяцев.
В итоге они получали бонусы, но в долгосрочной перспективе принятые решения приносили убытки компаниям. Ответственные руководители к этому времени успевали уволиться, оштрафовать их было нельзя. Сейчас работодатели пересматривают систему начисления бонусов. Индикаторы изменяются так, чтобы главным фактором для получения бонусов стала долгосрочная прибыль.
«Тема изменения компенсационного пакета сотрудников стала одной из самых обсуждаемых в 2009 году. Многие компании на фоне экономического спада пересмотрели свои решения в данном направлении. Распространенная тенденция -- замораживание заработной платы и отмена бонусных выплат. Наиболее уязвимыми в этом плане оказались компании, предоставляющие различные услуги», -- объясняет Антонина Коробейникова, менеджер по маркетингу и PR рекрутинговой компании «Адэкко».
По словам генерального директора кадрового агентства Lyte Recruitment Наны Матецкой, по итогам 2010 года бонусы вернутся к уровню 2007 года, а возможно, и превысят их. «В 2008 многие ничего не получили, год спустя часть компаний бонусы возвращает. При этом там, где владельцы сами подключились к управлению бизнесом, наемным менеджерам могут заплатить меньше, чем обычно. Самые большие бонусы по-прежнему будут в инвестиционно-банковском секторе», -- рассказывает она.
Менеджер департамента общего рекрутмента кадровой корпорации Manpower Виктория Пятница говорит, что размеры бонусов не менялись в нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности. Частично это распространилось на крупные банки и инвестиционные компании, а также фармацевтические компании и крупных ритейлеров.
«Бонусы по-прежнему существуют в компаниях сектора FMCG, -- отмечает Антонина Коробейникова. -- Если же говорить о должностной принадлежности персонала, то премии выплачиваются в отделах продаж, то есть там, где эти выплаты носят не исключительно поощрительный характер, а скорее мотивационный. Правда, в ряде случаев сотрудникам снижали фиксированную часть оклада, при этом увеличивалась переменная (бонусная). Цель этого -- попытка мотивировать персонал на большие достижения».