Лучший способ потерять новую работу
Боязнь совершить ошибку или задать лишний вопрос -- типичные промахи нового сотрудника, пришедшего в коллектив. Рекрутеры советуют не замыкаться в себе, но и не пытаться сразу принимать участие во внутрикорпоративных интригах, поскольку так можно потерять только что найденную работу быстрее всего.
Первая рекомендация -- правильно оценить работу. «Люди могут себя переоценить, но, выйдя на работу, просто с ней не справиться, -- объясняет ведущий консультант департамента финансового рекрутмента компании Antal Russia Ольга Иванова. – Бывает наоборот -- человек осознает, что идет на понижение, но покупается, например, на название компании. В результате, оказывается, что людям не интересна их работа, они профессионально деградируют, и отсюда появляется недовольство работой, собой и всей жизнью».
Распространенная ошибка – новый сотрудник не узнает заранее о коллективе компании и конкретно своего отдела, о начальнике и подчиненных. «У нас был случай, когда финансовым директором одной компании работал бывший военный, -- вспоминает Ольга Иванова. -- Конечно, его прошлое оказывало сильное влияние на то, как он себя вел, общался с людьми, чего от них ждал. Мы узнали об этом, и естественно, предупредили его потенциальных подчиненных».
Она рекомендует еще на собеседовании узнать как можно больше о личности своего непосредственного руководителя, его образовании, предыдущих местах работы, длительности пребывания на нынешнем посту. «Самое главное на новом месте в первые дни – не бояться задавать вопросы, -- считает управляющий директор рекрутинговой компании Pride Consulting Group Оксана Буторина. -- Это поможет избежать многих недоразумений и разобраться в тонкостях корпоративной культуры и внутрикорпоративных отношениях. Кроме того, это – хороший повод наладить взаимоотношения с новыми коллегами, поэтому лучше задавать их не по ICQ или телефону, а лично. Это поможет быстрее влиться в коллектив».
По словам Натальи Скируты, старшего консультанта рекрутингового агентства Morgan Hunt, часто новички, боясь показаться некомпетентными, избегают общения с коллегами и руководством, не задают вопросов. Такое поведение не лучшим образом характеризует нового сотрудника.
Ольга Иванова также советует не стремиться слишком быстро переходить на панибратские отношения с другими сотрудниками, даже если атмосфера в коллективе выглядят очень теплой и дружеской. «Иногда бывает непросто заработать доверие коллег к себе, -- говорит она. -- С другой стороны, не стоит, к примеру, носить всем кофе для того, чтобы завоевать дружбу. Надо держаться очень профессионально; не нужно пытаться лишний раз кому-то понравиться -- ведь вы, в первую очередь, пришли сюда не за новыми друзьями».
Также она советует сразу не вмешиваться в противостояние враждующих группировок, которое в той или иной степени присутствует везде. «В любом коллективе всегда есть определенные течения – кто, с кем и против кого дружит, -- рассказывает Ольга Иванова. -- Не надо пытаться сразу понять это и присоединиться к одной из противоборствующих сторон. Если вы хотите продержаться подольше – ваша главная задача -- показать свою компетентность. Хотя, естественно, необходимо прислушиваться к тому, что происходит вокруг».
Во взаимоотношениях с боссом Ольга Иванова советует не злоупотреблять отсылками к своим прошлым местам работы. «Не надо постоянно говорить «а в моей предыдущей компании делали так». Реакцией любого нормального человека будет – «извини, конечно, но теперь ты работаешь у нас, и здесь делают по-другому». Необходимо уважать сложившиеся принципы работы компании. Тем не менее, свое мнение у человека быть должно, нужно не бояться его высказывать и, если необходимо, достойно аргументировать. Если к нему не прислушиваются, значит, либо вам не стоит работать в этой компании, поскольку самооценка со временем упадет до нуля, либо вы недостаточно квалифицированный профессионал», -- отмечает она.
Прежде чем выступать с собственными идеями, Оксана Буторина рекомендует разобраться в основах деятельности компании и бизнес-процессах.
«Стремление продемонстрировать свою компетентность, неординарность, яркость, креативность с первого же дня часто мешает, -- говорит она. -- Постарайтесь на время унять свои амбиции. Новые идеи, мысли и предложения будут по заслугам оценены руководством и коллегами чуть позже. Кооперируйтесь, а не соревнуйтесь. Ведь во время испытательного срока оценивают не только профессиональные компетенции, но и способность уживаться в компании, налаживать нормальные рабочие отношения. Постарайтесь не критиковать настоящее положение дел в компании. Даже небольшое замечание будет восприниматься старыми сотрудниками как нападки на них».
Отдельно Оксана Буторина выделяет ошибки, совершаемые новичками-руководителями.
«Основная из них -- это некорректная постановка задач без учета реальных бизнес-процессов и стремление немедленно перенести предыдущий удачный опыт в новую компанию, -- рассказывает она. -- Также часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда новые руководители, осуществив поспешную, а потому поверхностную оценку сотрудников, стремятся произвести кадровую чистку».
По ее словам, в 80% случаев ответственность за ошибки, которые допускает новичок при адаптации на новом месте работы, лежит на самих работодателях. Плохо отлаженные внутренние коммуникации, отсутствие четких регламентов работы и эффективной системы наставничества приводят к тому, что сотрудники остаются один на один со своими вопросами и начинают действовать самостоятельно, без учета корпоративной культуры, традиций и формата общения новой компании.
«Такая политика «брошенного бревна» приводит к тому, что новый член коллектива начинает восприниматься старыми сотрудниками неадекватно. А, как известно, имидж, сформированный в первые дни, скорректировать будет очень сложно», -- отмечает Оксана Буторина.
«Многие компании проводят адаптационные программы для новых сотрудников, -- добавляет Наталья Скирута. -- Если этого нет, нужно определить, кто может помочь получить максимум информации: непосредственный руководитель, коллега с большим опытом работы, секретарь».
По ее словам, одна из самых типичных ошибок, которую допускают новички, -- боязнь этих самых ошибок. «От них не застрахован никто, даже самые опытные и профессиональные, -- говорит Наталья Скирута. -- Не ошибается только тот, кто ничего не делает, но приглашают на работу не для этого».