Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Российские компании дают прикурить

Более 80% российских работодателей не борются с курением среди сотрудников. Отечественные компании радикально отличаются от западноевропейских и американских, где профилактике этой привычки придают очень большое значение.

Из более чем 900 респондентов, опрошенных порталом Rabota.ru по заказу Infox.ru, 82,7% ответили, что у них на работе не предпринимают никаких мер по борьбе с курением. 6,6% сообщили, что у них штрафуют курящих. В 4,8% компаний выплачивают премии некурящим сотрудникам. 5,9% респондентов заявили, что у них на работе борьба с курением не требуется, так как никто из сотрудников не курит.

Незначительное число участников исследования дали собственные варианты ответа. «Борются методом общественного порицания -- фотографии курильщиков вешают на доску антипочета на все входы и выходы», «нет специально отведенных для этого дела мест», «директор своим примером показывает и действует», «доплачивают курильщикам», «нам выдают зарплату в коробках», -- комментировали респонденты.

«Работодатели в каждой компании по-своему подходят к проблеме курения сотрудников. Кто-то, особенно если владелец сам заядлый курильщик, вовсе не видит в этом никакой проблемы», -- говорит специалист исследовательского центра агентства «Империя кадров» Екатерина Дубровская.

По словам экспертов, достаточно эффективными в борьбе с курением в компании бывают экономические методы. В их числе ведущий специалист по подбору персонала кадрового центра «Юнити» Виталий Лаврентьев называет: поощрение премиями некурящих, вычет из зарплаты времени, проведенного в курилке, штрафы за курение в рабочее время.

Еще один распространенный и достаточно действенный способ – уменьшение комфортности мест для курения.

«Например, по распоряжению руководства убираются кресла и стулья из офисной курилки либо вовсе вводится запрет курить в помещении, -- рассказывает Екатерина Дубровская. -- Необходимость выходить на улицу, особенно когда офис располагается на верхних этажах, снижает количество выкуриваемых в день сигарет».

Но самая простая и, возможно, эффективная методика – просто не брать на работу курильщиков.

«Это вполне обосновано, когда сотрудникам приходится постоянно работать с клиентами либо сама сфера бизнеса не подразумевает того, чтобы работники курили, по крайней мере, на рабочем месте», -- отмечает Екатерина Дубровская.

Генеральный директор рекрутинговой компании Pride Consulting Group Райхан Ахметова считает, что для повышения эффективности персонала, наиболее действенным способом будет формирование здорового образа жизни через корпоративную культуру компании.

«Нужно развивать желание сотрудников вести здоровый образ жизни, -- говорит она. -- Например, руководитель должен показать личный пример и бросить курить сам -- ничто так не действует, как пример лидера. Стоит ограничить места для курения: если курилка будет находиться не у двери офиса, а тремя этажами ниже, желание бегать на перекур каждый час убавится, а в морозный день – исчезнет. Не секрет, что отличная замена курения -- спорт, и корпоративная фитнес-программа в этой ситуации будет незаменима. При занятиях спортом желание курить исчезает само собой, а работоспособность и настроение повышаются в разы».

По словам Виталия Лаврентьева, в Западной Европе и США многие компании ведут очень активную борьбу с курением.

«Например, выделяются специальные кабинки для курения, в которых одновременно могут находиться не более двух человек. Цель -- сократить время курения удовлетворением необходимости покурить, а не пообщаться, -- объясняет он. -- В офисах с системой электронных пропусков может действовать ограничение времени на все перерывы (в том числе курение). Если человек в рабочий день затратил на них больше 65 минут – налагается штраф. Во многих западных корпорациях курилка создается специально на виду у руководства, и, как правило, количество курильщиков резко сокращается. Во всех без исключения компаниях, которые действительно борются с курением персонала, присутствует эмоциональное осуждение в различных формах».

Также в некоторых американских компаниях работников ставят перед выбором – бросить курить или уволиться. Для проверки используются медицинские тесты. Если они показывают положительные результаты или сотрудник отказывается их проходить, с ним расстаются. Многие работодатели США используют групповую терапию, индивидуальные консультации, медицинскую и психологическую помощь, чтобы отучить работников от вредной привычки. Активно используются доплаты за здоровый образ жизни и ежемесячные выплаты из зарплаты курильщиков.

Опрошенные Infox.ru компании продемонстрировали разный подход к профилактике привычки среди своих сотрудников. В управлении информации «Газпрома» сообщили, что курение у них разрешено только на улице в специально оборудованных зонах.

«Безусловно, мы не поощряем курение сотрудников, но курить или не курить – добровольный выбор каждого человека, -- рассказали Infox.ru в «Вымпелкоме». -- Компания со своей стороны создает условия, чтобы курящие сотрудники не чувствовали себя ущемленными, а некурящие не испытывали дискомфорта от табачного дыма. В штаб-квартире «Вымпелкома» выделены отдельные курительные комнаты, расположенные вдали от рабочих мест. Они оборудованы урнами и имеют хорошую систему вентиляции. Кроме того, оборудованные урнами места для курения есть на улице».

По словам сотрудников информационного агентства «РИА Новости», с нового года работники, написавшие заявление об отказе от курения, получали ежемесячную прибавку к зарплате в размере 5% от оклада.

Некоторые работодатели заявили, что в их офисах подобная вредная привычка вообще не имеет места. «У нас компания женская, а женщины, как правило, не курят», -- сказали Infox.ru в Mary kay.

Полная версия