Кадровый рынок поделили пополам
Объем рынка кадровых услуг в Москве за год сократился на 49%, а количество агентств уменьшилось на 6%, пишут исследователи из «Контакт». Сами кадровые агентства уволили около 35% своих сотрудников. Участники рынка уверены: авторы отчета занижают масштаб негативных тендений в несколько раз.
40% агентств в кризис были вынуждены развивать новые услуги, 95% изменили ценовую политику. Среднее снижение цен составило 20%. В результате производительность труда кадровиков выросла на 5%, говорится в итоговом экспертном исследовании агентства «Контакт». Авторы исследования отмечают, что основное падение произошло за счет «заморозки» подбора персонала в компаниях.
Эксперты выделили две тактики выживания кадровых агентств в кризис. Первая, используемая в основном ведущими игроками, – диверсификация, то есть развитие спектра услуг помимо собственно рекрутмента. Наибольшей популярностью здесь пользуется аутстаффинг (вывод персонала за штат компании. -- Infox.ru). В этом случае сокращения персонала в агентствах были небольшими или вообще не имели места. Второй подход – концентрация на основном бизнесе и адекватное рынку (то есть в среднем на 35%) сокращение численности сотрудников.
Также агентствами используется две разные стратегии ценообразования -- агрессивная (снижение цен, предоставление гибких условий, отсутствие предоплаты, дополнительные гарантии), которая ведет к быстрому увеличению доли рынка, и консервативная (незначительное падение цен, предоставление бесплатных дополнительных услуг), которая в перспективе способна привести к увеличению доли рынка в дорогом сегменте.
За 2007-2009 годы кадровые агентства из Тор-20 с рынка не уходили. Из тех, что в рейтингах занимают с 20-й по 50-ю позицию закрылись 6%. Среди малоизвестных компаний закрылось 5%. На 5% снизилась численность агентств, специализирующихся на executive search, то есть подборе топ-менеджеров.
В перспективе эксперты ожидают повышения роли HR в развитии бизнеса, развития инвестиций и инноваций в сфере управления персоналом, перехода к равновесию между «рынком кандидата» и «рынком работодателя». До кризиса существовал перевес в сторону первого, в данный момент имеет место обратная ситуация.
По словам Наны Матецкой, генерального директора агентства Lyte Recruitment, зима и весна 2009 года прошли для многих достаточно тяжело, объем вакансий сильно упал.
«Особенно это коснулось тех агентств, которые занимались одним-двумя направлениями, например инвестиционными и коммерческими банками и ничем другим, -- говорит она. -- Легче было тем, кто имеет широкую клиентскую базу и экспертизу. К лету ситуация стала получше, сейчас рынок восстанавливается достаточно неплохо».
Нана Матецкая обращает внимание на необходимость правильного маркетирования рынка и постоянного расширения клиентского портфеля. Также важно умение правильно строить свою тарифную политику, констатирует она: «Громких слияний и поглощений не произошло. Никто из крупных игроков с рынка не ушел. Хотя кто-то мог снизить объемы, сократить активность рекламной политики».
По словам Наны Матецкой, говорить о повышении производительности труда пока рано. «Вакансий стало меньше, следовательно, закрываемость выросла, -- говорит она. – Достоверно судить об этом можно будет, когда восстановятся объемы рынка».
Объем рынка рекрутмента в России сократился в 2,5-3 раза – с $500 млн в прошлом году до примерно $150 млн в 2009 году, считает Ирина Кондратова, коммерческий директор агентства Kelly Services. Она также отметила трудности, переживаемые узкопрофильными кадровыми агентствами, изначально ориентированными на наиболее пострадавшие от кризиса отрасли (банки, инвестиции, строительство и девелопмент).
«Тяжело пришлось и региональным компаниям, где рынок рекрутмента просел значительно существеннее, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Легче всего кризис переживали лидеры отрасли, чья многопрофильность помогла им не остаться без заказов», -- добавляет Ирина Кондратова.
Алексей Мартьянов, старший менеджер по работе с ключевыми клиентами хедхантинговой компании Cornerstone, говорит о сокращении рынка минимум на 50%. В первую очередь пострадали небольшие и узкопрофильные компании.
«Конечно, проблемы сокращения объема заказов от клиентов не обошли стороной и крупные компании, -- говорит Алексей Мартьянов. -- Большинство пересматривали договоры, немного снижая проценты и предлагая большее количество услуг и повышая качество работы. Многие расширили деятельность, вводя более востребованные на данный момент направления или акцентируясь на дополнительных услугах. С другой стороны, средние и крупные компании, которые имеют достаточный запас финансовой прочности, решили воспользоваться затишьем на рынке, чтобы воплотить идеи, на которые раньше банально не хватало времени».
По словам Алексея Мартьянова, наиболее трудным временем был конец осени 2008 года, а оживление наметилось весной 2009 года.