Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Бонусы подождут до следующего года

35% сотрудников российских компаний надеются получить бонусы по итогам 2009 года, но только 28% работодателей собираются их выплачивать. Сильнее других на дополнительные деньги рассчитывают люди с зарплатой выше 100 тыс. рублей в месяц, работники сферы телекоммуникаций и сотрудники петербургских компаний.

Ожидания по бонусным выплатам выясняли эксперты Headhunter по заказу Infox.ru. Участие в опросе приняли более 1400 работников и 300 работодателей. Наиболее оптимистичны жители Санкт-Петербурга -- получить бонусы за 2009 год надеются 38% из них. 46% на их выплату не рассчитывают, остальные затруднились ответить. В Москве 37% опрошенных ожидают выплаты бонусов и столько же, сколько в Петербурге, никаких премий по итогам года не ждут. В остальных регионах России оптимистов только 30%, пессимистов - 52% и еще 18% пока не определились со своими ожиданиями.

В борьбу с завышенными вознаграждениями вступают президенты16 сентября Барак Обама потребовал от американских банкиров «не возвращаться к безответственному поведению» в плане выплаты премий сотрудникам и поблагодарить налогоплательщиков, поддержавших финансовую систему США во время кризиса.

Чем выше доход, тем сильнее надежда на выплаты по итогам года. Среди респондентов с зарплатой до 40 тыс. рублей в месяц доля тех, кто рассчитывает на выплату премии, составляет 30-31%. Из тех, кто получает 100-150 тыс., таких ровно половина. Опрошенные с месячным доходом свыше 150 тыс. надеются на премии в 60% случаев, и только 14% из них уверены, что останутся без бонусов.

Безусловные лидеры в оптимизме по отраслям -- работники компаний, специализирующихся на телекоммуникациях и связи: получить годовые премии рассчитывают 56% из них. Следом с большим отрывом идут многопрофильные холдинги и юридические фирмы -- 46% и 43% соответственно. Аутсайдерами оказались розничные сети (всего 23% их работников рассчитывают на бонусы по итогам 2009 года) а также сферы образования/тренингов и услуг для бизнеса -- по 26% оптимистов.

Согласно аналогичному опросу Headhunter, проведенному в 2008 году, год назад бонусы собирались платить 20% российских компаний, 54% таких планов не имели, остальные сомневались. В итоге премии получили 40% сотрудников, принимавших участие в исследовании.

«Все зависит от того, по какой схеме рассчитываются бонусы, -- говорит Кристиан Леполяр, партнер рекрутинговой компании Antal Russia. -- Многие топ-менеджеры получают их в зависимости от прибыли, а значит, в этом году они не могут на них надеяться. Достаточно большие бонусы в конце года могут получить сотрудники некоторых банков. Большинство наших кандидатов понимают, что в этом году надеяться на крупные премии не стоит, зато в 2010-м они могут стать гораздо более серьезными».

По словам Дениса Смольцовникова, консультанта кадрового агентства Morgan Hunt, в этом году размер бонусов окажется намного меньше, чем в предыдущем.

«Сложно определить каков средний показатель по премиям в компаниях, потому как ситуация у всех на момент входа в кризис была разная, -- объясняет он. -- Но можно привести такой пример: в производственной компании по прошлому году коэффициент премиальных выплат составлял 1,7, то есть бонус равнялся 170% от годовой зарплаты. Прежде всего, речь шла о тех подразделениях, которые имели непосредственное отношение к заработку компании, а так же о генеральном директоре и его заместителях. Острая фаза кризиса пришлась на осень 2008 года, но до этого времени компаниям удалось неплохо заработать».

2009 год, по его словам, проходит «в стрессовом режиме». Премиальные по итогам года, безусловно, будут, но значительно меньшие -- большие бонусы просто не из чего было заработать. В банковской сфере, например, все зависит от сделок -- покупки-продажи, выхода на IPO, -- а этого в кризис не было, зато росла конкуренция и падала комиссия банков.

«Индустрии приходится хуже, -- говорит Денис Смольцовников. -- Коэффициент премиальных по итогам 2009 года там ожидается в районе 0,7, что существенно отличается от 1,7 в 2008-м. В выигрыше оказывается, пожалуй, только нефтегазовая сфера -- цены на нефть продолжают расти».

По словам Екатерины Гороховой, вице-президента и генерального директора кадрового агентства Kelly Services, поскольку бонусы выплачиваются за определенные успехи в ведении бизнеса, за получение новых проектов или повышение прибыльности, закономерно предположить, что в тех компаниях, которые в нынешних условиях развиваются лучше, бонусы выплатят.

«На сегодняшний день это фармацевтические и телекоммуникационные компании, -- говорит она. -- А также производители товаров повседневного спроса и некоторые представители направления «Услуги для бизнеса».

Полная версия