Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Малый бизнес обошелся без начальников

Малый бизнес обходится без наемных менеджеров. Владельцы фирм возвращаются к управлению, чтобы сэкономить на зарплате. Если компания поставила перед собой амбициозные цели, ей необходим профессиональный менеджмент, сетуют рекрутеры.

«Кризис самым плачевным образом сказался на подборе управленческих кадров для малого бизнеса, -- говорит Юлия Логинова, старший партнер компании «Триолит Executive Search». -- Столкнувшись с падением спроса, дефицитом денежных ресурсов, отсутствием доступа к кредитам, компании малого бизнеса стали сокращать свои расходы. И в первую очередь сокращение расходов стало происходить за счет снижения зарплат руководителей этих компаний и сокращения управленцев».

По ее словам, раньше существовала нарастающая тенденция, когда собственники готовы были передавать управление своими компаниями квалифицированным топ-менеджерам. Кризис полностью нивелировал этот тренд.

«Собственники вернулись в свои бизнесы и встали у руля для того, чтобы активно влиять на ситуацию и управлять своим делом, -- рассказывает она. -- На малом предприятии собственник может взять на себя выполнение функционала нескольких топ-менеджеров».

В небольшой компании собственник может быть генеральным директором, определять коммерческую политику, задавать основные правила управления человеческими ресурсами, а более специфическими областями, такими как IT или финансы, могут заниматься менеджеры среднего звена (топ-управленец там просто не нужен в силу небольшого масштаба и невысокой сложности задач).

«Иногда владелец фирмы, помимо того что сам управляет ею, также готовит бухгалтерскую и налоговую отчетность, не привлекая для этого отдельного специалиста», -- говорят в Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).

«К управлению бизнесом вернулись собственники, -- подтверждает партнер кадрового агентства «Контакт» Юлия Забазарных. -- Раньше они имели возможность передоверить эти функции наемным менеджерам. А если управленцев и подбирают, то к ним устанавливаются очень высокие требования, и решение об их найме принимается очень долго. Этот тренд существует не только в малом бизнесе, просто в нем он выражен наиболее ярко».

По ее словам если у крупных предприятий еще остались средства на услуги рекрутеров, то небольшие компании подбирают сотрудников в основном своими силами.

По словам экспертов, многие малые предприятия, независимо от кризиса, не имеют сильной потребности в управленцах.

«Компании, в которой работают один-десять человек, никто, кроме директора, в принципе не нужен, -- говорит Наталья Прохорова, партнер кадрового агентства Europersonnel. – Но практика показывает, что менеджеру трудно управлять командой из более чем десяти человек. Поэтому и на малом предприятии могут требоваться руководители таких направлений, как: маркетинг, финансы, продажи, юридическая служба».

«Потребность в управленцах может возникнуть у небольшой компании в случае, если она ставит перед собой высокие цели», -- утверждает Юлия Логинова.

«В ряде случаев малому бизнесу нужны наемные топ-менеджеры, -- объясняет она. -- Например, если предприятие планирует существенное расширение рынков сбыта, экспансию в другие регионы или страны, выпуск нового продукта принципиально иного уровня, привлечение крупного финансирования на новый большой проект или для целей развития».

По ее словам, у собственника редко имеются компетенция и опыт, необходимые во всех этих случаях.

«Другой вопрос, что при найме собственник должен хорошо отдавать себе отчет в том, зачем ему нужен управленец, какие цели он ставит перед ним, какой результат хочет получить от его работы и какие полномочия и ресурсы он готов отдать ему для достижения цели».

Она говорит, что для малого бизнеса приход новой фигуры в управление -- всегда довольно болезненный процесс, так как в любом случае это нарушает равновесие системы, что особенно ощутимо из-за ее небольшого масштаба. Поэтому для небольших предприятий наиболее важно, чтобы собственник и новый управленец заранее договорились о правилах игры и скрепили их письменным договором.

Юлия Забазарных считает, что потребности малого бизнеса в управленческих кадрах зависят от специфики предприятия. «Малому бизнесу, на самом деле не такому уж малому, требуются опытные управленцы с соответствующим образованием, такие как коммерческий директор или директор по продажам, -- рассказывает она. -- Без этого трудно подсчитать рентабельность, разобраться с коммерческой или финансовой отчетностью, сформировать цену продукта. Если на предприятии больше 15-20 человек, то необходимо ввести второй уровень управления».

По ее словам, хороший опыт управления персоналом в малый бизнес могут внести сотрудники с опытом работы в крупных корпорациях.

«Для людей определенного склада переход с должности начальника отдела в большой компании на пост, например, технического или финансового директора на малое предприятие будет привлекателен. Но там им потребуется большая универсальность, чем на прежнем месте работы».

Роман Жигульский, директор некоммерческого партнерства «Содействие предпринимателям-арендаторам», утверждает, что сейчас многие компании, особенно небольшие, вместо найма штатных работников предпочитают проводить аутсорсинг - доверять некоторые бизнес-процессы специалистам со стороны.

«В кризис все пытаются экономить, и для малого бизнеса это наиболее актуально, -- объясняет он. – Именно поэтому бывает выгодно отдавать некоторые функции сторонним людям. Например, не держать в штате главного бухгалтера за 30-60 тысяч рублей в месяц, а привлекать его по договору за 15 тысяч рублей».

Полная версия