С ростом безработицы выросло число тех, кто согласен трудиться удаленно. В домашних офисах работают не только операторы телефонных продаж, но и программисты, маркетологи, консультанты.
Основатель проекта free-lance.ru Василий Воропаев говорит, что число желающих работать удаленно растет. «Об этом свидетельствуют данные по регистрации на сайте. За три месяца 2009 года их количество увеличилось вдвое по сравнению с аналогичными показателями 2008 года -- с 10 тысяч до 21 тысячи регистраций в месяц. Сейчас эта тенденция сохраняется», -- объяснил он.
По словам Воропаева, спрос на сотрудников, готовых работать удаленно, тоже растет. «Количество проектов, публикующихся в месяц, выросло этим летом до 12 тысяч. Прошлым летом их было 6 тысяч в месяц, до нового года -- до 9 тысяч», -- рассказывает он.
По словам Василия Воропаева, сейчас надомную работу часто поручают дизайнерам и программистам. «Это связано с подготовкой к осеннему запуску новых теле- и медиапроектов, также с созданием рекламы, которая тоже готовится к осени», -- пояснил он.
Эксперты портала rabota.ru считают, что при росте предложения по удаленной работе спрос на сотрудников не увеличивается и такой вид занятости актуален как временный вариант, так как большинство вакансий в этой области составляет «поточный низкоквалифицированный труд, оплачиваемый по урезанным ставкам».
Типичным предложением по удаленной работе они называют «вакансию оператора ПК, от которого требуется вручную забивать в таблицы огромный массив данных». Сферами, где удаленная работа наиболее распространена, они также называют интернет, бухгалтерию на малых предприятиях, call-центры, услуги творческого направления, продажу, рекламу, бытовые и ремонтные услуги (сшить, покрасить, поклеить).
«Удаленная работа в географически распределенном проекте требует создания виртуальных офисов. В России они непопулярны. Людям до сих пор необходимо находиться в едином пространстве. Такое же положение за рубежом. Даже фрилансеры организуются в артели, снимая офисы», -- говорят эксперты портала rabota.ru.
«Мы часто сталкиваемся с тем, что компании ищут людей для работы в хоум-офисе. Это предполагает, что человек работает дома или в съемном кабинете в бизнес-центре. Такая практика распространена для старт-апов, когда у компании в России еще нет зарегистрированного юридического лица. В этом случае компания не несет больших расходов, связанных с содержанием офиса», -- говорит партнер рекрутинговой компании Antal Russia Галина Немченко.
По словам Галины Немченко, такая практика очень распространена в регионах -- филиалы фирм состоят из одного представителя и содержать для него офис дорого. Она говорит, что такой способ содержания филиалов популярен в сфере IT, маркетинга, консалтинга: «Если работа связана с креативом, -- говорит Немченко, -- руководству часто бывает все равно, где сотрудник создает свои идеи. Но при таком режиме работы труднее организовать командную работу и контролировать результат».
Работающие удаленно подвергаются риску быть обманутыми, особенно если речь идет о фрилансе. «Самый распространенный вид мошенничества -- заказать работу, получить результат и не заплатить. Чтобы этого избежать, нужно заключить договор о сотрудничестве», -- рекомендует Василий Воропаев.
«Заключайте договор, если проект сложносоставной -- требуйте поэтапной оплаты. Сдавать выполненную работу стоит только после поступления платежа. Если это возможно -- требовать предоплату. И самое главное, отслеживайте репутацию работодателя», -- советуют эксперты rabota.ru.