Новый договор по СНВ предусматривает меры реагирования для России или США в случае утраты взаимосвязи СНВ и ПРО. Об этом сообщил глава МИД России Сергей Лавров. Со своей стороны госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что у России и США есть большой потенциал сотрудничества в сфере ПРО. Ожидается, что президент США Барак Обама и президент России Дмитрий Медведев подпишут новый договор по СНВ 8 апреля в Праге.
Глава МИД России Сергей Лавров рассказал, что в проекте нового российско-американского договора по СНВ закреплена связь СНВ и ПРО. Такое заявление он сделал по итогам переговоров глав МИД «группы восьми» в Оттаве, сообщает «Интерфакс».
«В договоре заложены все необходимые принципы и механизмы каждой из договаривающихся сторон принимать решения о том, каким путем обеспечивать свою безопасность, если эта взаимосвязь будет нарушена», -- добавил Лавров.
Со своей стороны госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что у России и США есть большой потенциал сотрудничества в сфере ПРО.
По словам российского министра, «это станет возможным, если мы будет руководствоваться договоренностями президентов Медведева и Обамы о том, что мы хотим сотрудничать в области купирования рисков начиная со смежного анализа риска». «Если добросовестно это выполнять, то я смотрю на это с оптимизмом», -- добавил Лавров.
Клинтон заявила, что США признают появление новых угроз. Так, речь идет о Северной Корее, которая «уже обладает ядерным оружием», и Иране. «Поэтому нужен баланс между наступательными и оборонительными системами для защиты нас самих и других государств», -- сказала она.
Ранее сообщалось, что президент США Барак Обама и президент России Дмитрий Медведев окончательно согласовали дату и место подписания договора по СНВ -- 8 апреля в Праге.
Договор по СНВ
Договор, предусматривающий меры контроля и верификации, заключается сроком на десять лет с возможностью продления его еще на срок до пяти лет. Документ насчитывает 20 страниц текста, а также обширное приложение.
Соглашение ограничивает предельное число стратегических ядерных боеголовок уровнем 1,55 тыс. единиц, число пусковых установок МБР -- в 800 единиц. Число развернутых межконтинентальных ракет, в том числе на бомбардировщиках и подводных лодках, ограничено 700 единицами.
Юридически обязывающих ограничений на создание и развертывание систем ПРО договор не содержит. Кроме того, договор не ограничивает США в создании неядерных стратегических ударных вооружений. При этом Россия и США будут вправе рассмотреть вопрос об одностороннем выходе из нового договора об СНВ в случае, если одна из сторон примет решение об изменении уровней стратегических оборонных систем.
В настоящее время США располагают 2,1 тыс. оперативно развернутых боезарядов, Россия -- 2,6 тыс., согласно данным Федерации американских ученых. По данным же американских экспертов по разоружению, в ядерном арсенале США насчитывается в общей сложности 9,4 тыс. ядерных боеголовок, из которых 2,7 тыс. оперативно развернуто, а 4,2 тыс. снято с вооружения и ожидает утилизации. В российском арсенале американские эксперты насчитали около 4850 боеголовок, еще некоторая часть арсенала снята с вооружения и ожидает утилизации. В случае ратификации нового договора Россия и США сократят ядерные арсеналы примерно на треть.
Срок действия договора по СНВ-1 истек 5 декабря без возможности продления. СНВ-1, разработанный в 1990-е годы, позволил сторонам сократить стратегический ядерный арсенал до уровня, не превышающего 6 тыс. боеголовок.