Рядовой внутренних войск Антон Кузнецов, находившийся почти четыре года на кирпичном заводе в Дагестане «практически на положении раба», на самом деле был приговорен к трем с половиной годам лишения свободы по обвинению в восьми кражах, совершенных в Дагестане, утверждают военные следователи. А в тюрьме он сидел под другим именем, хотя это является нарушением юридических норм. Адвокат солдата уверен, что следователи всеми силами пытаются выгородить военное командование, продавшее солдата в рабство.
Рядовой внутренних войск Антон Кузнецов отсутствовал четыре года на военной службе, которую проходил в Тамбовской области, потому что отбывал наказание за серию краж в Дагестане, сообщает пресс-служба военного следственного отдела СКП России. Сам Кузнецов утверждает, что большую часть времени в период с 22 марта 2005 года по 3 марта 2009 года провел на кирпичных заводах в республике, «находясь там практически на положении раба».
Антон Кузнецов был призван на службу в одну из войсковых частей Махачкалы 22 ноября 2003 года. Весной этого года он в сопровождении бабушки прибыл в военное следственное отделение СКП РФ в Липецке, где заявил, что в марте 2005 года двое военнослужащих-контрактников увезли его в неизвестном направлении и передали гражданским лицам, которые на протяжении последних четырех лет заставляли его работать на кирпичном заводе на территории Дагестана. 23 февраля 2009 года Кузнецову удалось сбежать из места, где его насильно удерживали. Оказавшись на свободе, Антон направился в город Липецк, где проживает его бабушка, единственная близкая родственница. После этого в отношении него было возбуждено по ст. 338 УК России (дезертирство).
Дезертир с другим именем
Однако как сообщает пресс-служба военного следственного управления СКП России, Антон Кузнецов все эти годы находился не на кирпичном заводе, а отбывал тюремный срок. Он был несколько раз осужден районными судами Махачкалы за совершение восьми краж по ст. 158 УК России. Суд приговорил его к отбыванию наказания сроком в три года и четыре месяца. Два последних года Кузнецов провел в исправительной колонии строгого режима, остальные -- в исправительной колонии общего режима.
Следователи отмечают, что Антон Кузнецов скрыл факт, что является военнослужащим, и представился работникам правоохранительных органов Дагестана как гражданин Харламов. Кроме того, он прибавил к своему возрасту три года и сообщил, что он бомж.
В ходе расследования дела Кузнецова-Харламова выяснилось, что он также, возможно, причастен к краже в Липецкой области, совершенной еще до призыва на военную службу. По данным информационного центра УВД по Липецкой области, отпечатки пальцев Кузнецова совпадают со снятыми из автомобиля, в котором была совершена кража в августе 2002 года.
Первоначально в отношении Кузнецова была выбрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, однако в сентябре он «без объяснения причин дважды не прибыл по вызову следователя» и тогда «в отношении него было вынесено постановление о приводе». Тогда же Кузнецов совершил мелкое хулиганство, и ему был назначен штраф в размере 500 рублей.
В сообщении пресс-службы ВСУ СКП России отмечается, что в настоящее время следствие по делу Кузнецова продолжается, но «сталкивается с определенными трудностями».
«Так, с целью установления всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, следствие удовлетворило ходатайство адвоката и его подзащитного о выезде в Дагестан для проверки показаний последнего на месте. Для обеспечения их безопасности все передвижение по территории республики должно было происходить на бронированном автомобиле и в сопровождении вооруженной охраны. Однако, несмотря на все принятые меры, Кузнецов и его адвокат в последний момент от выезда в Дагестан отказались, не приведя при этом каких-либо убедительных доводов», -- говорится в сообщении.
Заводы-рабовладельцы
Еще в августе этого года в Дагестане по материалам прокурорской проверки в отношении руководителя кирпичного завода ООО «Евростройкомплект» было возбуждено уголовное дело по факту использования рабского труда. Из материалов проверки следует, что директор завода через своих знакомых подыскивал людей без определенного места жительства, приглашал их на работу, обещая хорошие заработки и условия быта и труда. Когда люди попадали на завод, у них отнимали документы и запрещали покидать территорию завода, оплатой труда рабочих была еда.
До этого в середине июля в Дагестане были освобождены около 200 рабов, чей труд использовался на кирпичных заводах, расположенных между Махачкалой и Каспийском.
Агония следствия
«Я изучил документы, на которые ссылается следствие, -- заявил Infox.ru адвокат Олег Тюрин, защищающий интересы Антона Кузнецова. -- Они вызывают большие подозрения. Неизвестно, на каких основаниях берется какой-то человек другого возраста, другой фамилии, другого отчества и объявляется, что он Антон Кузнецов».
По словам адвоката, на документах, предоставленных из колонии в Дагестане, у Харламова-Кузнецова голова повернута на бок, а на другой фотографии у него приподнят воротник, что в колонии категорически запрещено.
Защитник напомнил, что в деле имеется признание одного из офицеров, что в части, где служил Антон, действительно существовала практика направления солдат для работы на кирпичные заводы.
«Я думаю, следствие распространило заявление умышленно, -- считает адвокат Тюрин. -- Это агония следствия. А что остается Министерству обороны РФ -- официально признать факт продажи офицерами в рабство на кирпичные заводы рядовых Российской армии? Они и дальше будут делать все, чтобы не признавать позор».