Глава МИД России Сергей Лавров принял участие в ежегодном заседании Американо-российского делового совета. В своем выступлении он, в частности, заявил, что вступление в ВТО является для России стратегической целью, Москва заинтересована в максимальной диверсификации инвестиционного сотрудничества с США, а также попросил бизнес-сообщество сохранить русскую крепость в Калифорнии.
Глава МИД России Сергей Лавров принял участие в ежегодном заседании Американо-российского делового совета (АРДС), которое состоялось в Нью-Йорке 25 сентября. Сегодня МИД опубликовал основные тезисы выступления Лаврова.
Глава дипломатического ведомства, в частности, рассказал об отношениях России с этой организацией. «АРДС для нас -- давний и хороший партнер. Мероприятия совета с успехом проходят в США и России. К мнению входящих в АРДС капитанов американского бизнеса прислушиваются и в Кремле, и в Белом доме. Совет неизменно на протяжении многих лет весьма продуктивно участвовал в различных двусторонних инициативах, в том числе комиссии Черномырдин-Гор, двустороннем деловом диалоге, проводит семинары, круглые столы, конференции, не говоря уже о подготовке полезных аналитических материалов», -- сказал он.
Совместный бизнес
«Встречи российских политиков с американскими деловыми кругами стали доброй традицией. Не так давно многие из вас (представителей АРДС) принимали участие в Петербургском и Сочинском инвестиционных форумах, присутствовали на выступлении президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы в московском Манеже. Думаю, эти мероприятия оказались полезными для расширения ваших деловых интересов, поиска новых контактов, способствовали генерированию свежих идей. Мы (российское правительство) удовлетворены тем, что АРДС присоединился к российско-американскому бизнес-диалогу, который был запущен Торговой палатой США и Российским союзом промышленников и предпринимателей. С российской стороны к этому начинанию подключились все крупнейшие бизнес-ассоциации -- Торгово-промышленная палата России, «Деловая Россия», «ОПОРА России», Российско-американский совет делового сотрудничества», -- отметил Лавров.
По его словам, развитие двусторонних торгово-экономических и инвестиционных связей является одним из приоритетов российской внешней политики. «США для нас -- перспективный торговый партнер. Торговля и инвестиции должны стать «подушкой безопасности» для всего комплекса нашего взаимодействия, позволяющей ослабить давление на них политической конъюнктуры», -- сказал глава МИД.
Негатив и позитив
Он также отметил, что американские инвестиции в российскую экономику сократились на $1 млрд. «Разумеется, этот сбой темпа в российско-американском сотрудничестве -- прежде всего следствие глобального финансово-экономического кризиса», -- отметил Лавров, добавив, что США сохраняют за собой восьмое место в списке крупнейших инвесторов России.
«Есть позитивные примеры в банковском секторе -- протокол о намерениях, недавно подписанный между Ассоциацией региональных банков России и Международной финансовой корпорацией, входящей в группу Всемирного Банка, закладывает хорошую основу для стабилизации российского банковского сектора и региональных кредитных организаций в период преодоления финансового кризиса. На его базе готовится к подписанию соглашение о сотрудничестве, предусматривающее конкретную помощь при кредитовании реального сектора экономики. Надеюсь, американские финансовые круги поддержат эту инициативу», -- сказал Лавров.
О покупке Opel
«Еще один пример -- положительное движение в деле с продажей компанией GM пакета акций Opel канадскому концерну Magna и российскому Cбербанку. Некоторые горячие головы, в том числе в американских СМИ, полагали, что этого не стоит делать по политическим соображениям. Мол, русские тут же «наложат руки» на все передовые американские технологии. В эпоху глобализации такие мысли, по меньшей мере, вызывают удивление», -- заявил глава МИД.
Интерес
Лавров заверил, что Россия заинтересована в максимальной диверсификации инвестиционного сотрудничества. «Мы придаем огромное значение перспективам развития научно-технического взаимодействия с США в области новейших, в том числе нанотехнологий. В России создана и успешно работает государственная корпорация -- «Роснано», делегация которой недавно приезжала в США. Что касается экспертной площадки, в том числе для научно-технического взаимодействия, то ей мог бы стать университет МГИМО -- у этого ВУЗа имеется хороший опыт общения с государственными, общественными, образовательными и корпоративными институтами из различных стран. АРДС мог бы подписать с МГИМО документ о сотрудничестве, а члены совета вполне могли бы пользоваться этим «академическим каналом», -- считает глава дипломатического ведомства.
Россия и ВТО
«Присоединение к ВТО остается нашей стратегической целью. Летом мы с нашими партнерами по Таможенному союзу -- это Казахстан и Белоруссия, страны, с которыми мы тесно связаны исторически и экономически -- приняли решение синхронизировать процесс вступления в эту организацию. Создана и работает единая переговорная команда, состоящая из специалистов трех государств, первые заседания в Женеве в новом формате пройдут в ближайшее время», -- сказал Лавров.
«Решение было непростое, но необходимое -- за спиной трех стран больше десятка лет переговоров и между собой, и с секретариатом ВТО. Естественно, накопленный Россией опыт, принятое в контексте вступления законодательство никуда не денутся. Мы все так же стремимся вступить в ВТО на честных, открытых, паритетных условиях», -- заключил глава МИД России.
Форт-Росса
Лавров также сказал, что рассматривает частно-государственное партнерство как перспективную форму сотрудничества, и привел в качестве примера ситуацию с русской крепостью в Калифорнии.
Из-за бюджетного кризиса губернатор Калифорнии Арнольд Шварцнеггер принял решение о сокращении финансирования природных и исторических парков штата, в число которых может попасть и бывшая русская крепость и поселение Форт-Росс. Эта историческая достопримечательность играет просветительскую роль, благодаря ей более 200 тыс. американцев ежегодно «погружаются» в историю и быт одних из первых европейских поселенцев на западе США.
По оценкам парковой службы Калифорнии, для поддержания нормального функционирования Форт-Росса требуется от $300 до $800 тыс. в год в зависимости от предоставляемых услуг.
Лавров обратился к бизнес-сообществу с просьбой, «по возможности, поддержать этот уникальный памятник русскому участию в освоении Америки и символ давних российско-американских связей».