Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Россия назначила Грузию ответственной за последствия

Российский МИД назвал захваты Грузией судов в акватории Абхазии актами правового беспредела. Официальный представитель ведомства Андрей Нестеренко заявил, что такие действия Грузии «чреваты обострением военно-политической ситуации в регионе».

МИД России назвал захваты Грузией судов в абхазской акватории актами правового беспредела, которые могут привести к новым вооруженным инцидентам, сообщает РИА «Новости».

«Такие действия грузинского руководства нарушают международное морское судоходство, являются попыткой осуществить морскую блокаду побережья Абхазии, они чреваты обострением военно-политической ситуации в регионе и могут привести к серьезным вооруженным инцидентам», -- сказал официальный представитель МИД Андрей Нестеренко.

По его словам, неоднократные случаи захвата ВМФ Грузии торговых судов третьих стран в районах открытого моря у побережья Абхазии являются вопиющим нарушением конвенции 1982 года по морскому праву.

Дипломат отметил, что это «вновь подтверждает тот факт, что грузинское руководство после прошлогодней августовской агрессии против Южной Осетии не оставило своих милитаристских планов и расчетов на силовое решение территориальных вопросов».

«Можно лишь сожалеть в связи с такой близорукой и опасной позицией. Вся ответственность за возможные непредсказуемые последствия в этой связи полностью лежит на грузинской стороне», -- заключил Нестеренко.

Грузия считает территорию Абхазии своей и рассматривает доставку грузов в Абхазию морским путем без разрешения Тбилиси как нарушение законодательства. Большинство судов задерживаются с формулировкой «за незаконный вход в акваторию Абхазии». С начала 2009 года береговой охраной было задержано более 20 судов.

В Абхазии расценивают действия Грузии по задержанию торговых судов в нейтральных водах как пиратские и противоречащие международному морскому и гуманитарному праву. Так, гендиректор Абхазского пароходства Заур Ардзинба считает, что «грузинские пограничники показывают сомалийский характер».

Позиция Грузии

«Согласно статье 2 Конвенции ООН о морском праве от 1982 года («О правовом статусе территориального моря, воздушного пространства над территориальным морем, его дна и ископаемых») суверенитет прибрежного государства, в данном случае Грузии, распространяется на прилежащий морской пояс -- территориальное море, находящееся за пределами его суши и внутренних вод. Этот суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, на его дно и ископаемые. Единственное право, которым пользуются суда иностранных государств в территориальном море, -- это мирный проход», -- говорится в заявлении МИД Грузии.

«Если мирный проход не имеет места, то в соответствии со статьей 25(1) Конвенции, прибрежноегосударство может принять необходимые меры в своем территориальном море, чтобы пресечь передвижение судна. Соответственно, суда, которые вышли за рамки права мирного прохода, подлежат юрисдикции прибрежного государства», -- отмечается в сообщении.

«Согласно статье 33 Конвенции, прибрежное государство в зоне, прилегающей к его территориальному морю, может осуществлять контроль, необходимый для: а) пресечения нарушения таможенных, фискальных, эмиграционных и санитарных законов и правил на его территории или в территориальном море; б) наказания нарушений вышеуказанных законов и правил», -- указывает МИД Грузии.

Ранее Россия приняла решение, что береговая охрана федеральной службы безопасности России совместно с абхазскими пограничниками будет осуществлять охрану от задержания грузинской стороной судов, которые незаконно проникают в территориальные воды Абхазии.

По мнению МИД Грузию, эти действия России «является грубым нарушением внутреннего законодательства Грузии и норм международного права как многосторонних, так и двусторонних». «В случае осуществления Россией вышеуказанных действий Грузия может использовать предоставленные Конвенцией права и принять меры в зоне, прилежащей к территориальному морю, чтобы пресечь нарушения таможенных, миграционных и других законов и правил, осуществленные со стороны России в территориальном море, и наказать за эти действия», -- говорится в заявлении МИДа.

Грузино-югоосетинский конфликт

Грузинские и югоосетинские войска вели перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности с конца июля 2008 года. Вечером 7 августа стороны договорились о прекращении огня, но реально это сделано не было. В ночь на 8 августа грузинские войска начали массированный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии Цхинвала и прилегающих районов. Через несколько часов произошел штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты.

По заявлениям грузинской стороны, поводом для атаки на Цхинвал стало нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая в свою очередь утверждает, что первой огонь открыла Грузия.

8 августа к конфликту на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия, а 9 августа -- Абхазия.

12 августа Россия официально объявила об успешном окончании операции по принуждению грузинских властей к миру, 13 августа Абхазия официально заявила о завершении операции по вытеснению грузинских войск из Кодорского ущелья. После этого активные боевые действия завершились.

Россия также признала государственную самостоятельность Южной Осетии и Абхазии.

Полная версия