Счетная палата: результат космической программы РФ не оправдывает финансирования
Федеральная космическая программа показывает крайне низкую результативность, несмотря на рост расходов бюджета почти в 2,5 раза, сообщается на сайте Счетной палаты России.
«В результате отсутствия целостной системы управления космическими программами, проектами, контрактами и расходами при росте бюджета Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы почти в 2,5 раза ее результативность крайне низкая. Из 15 целевых индикаторов и показателей, установленных на 2010 год, достигнуто только 6 (40%), в 2011 году из 15 целевых индикаторов и показателей достигнуто 10 (66,7%), в 2012 году из 15 показателей выполнено 11 (73,3%)», - говорится в сообщении.
«Количество запущенных на околоземную орбиту космических аппаратов в 2010-2012 годах оказалось существенно ниже необходимого и составило 47,1 процента от плановых показателей», - сообщили в Счетной палате.
«Материалы проверки, предшествующих экспертно-аналитических и контрольных мероприятий свидетельствуют о крайней неэффективности архитектуры государственного управления космической деятельностью. Фактически сложилась система коллективной безответственности за формирование и реализацию государственной политики в данной сфере, следствием которой явился кратный рост расходов и сроков формирования группировок космических аппаратов при крайне низком уровне их эксплуатационно-технических характеристик и растущей аварийности», - отмечается в сообщении.
«Отсутствие проектного управления программой привело к несогласованности сроков изготовления ракет-носителей со сроками разработки и изготовления космических аппаратов, подлежащих запуску. Это, в свою очередь, дало возможность использования изготовленных за счет бюджетных средств ракет-носителей в целях коммерческих запусков зарубежных космических аппаратов. Несмотря на то, что затраты на создание и поддержание в работоспособном состоянии отечественных спутников в четыре раза превышают зарубежные стандарты, отмечается крайне низкий уровень их эксплуатационно-технических характеристик и растущая аварийность», - добавили в Счетной палате.
«В результате в России нет национальной системы космических метеонаблюдений, только отдельные спутники, а метеорологическую информацию получают с зарубежных спутников. Роскосмос, выполняющий функции заказчика, производителя, а иногда и оператора космических систем фактически не отвечает ни за сроки, ни за выполнение задач этими системами. Поэтому спутники создаются десятилетиями без надежды на их рыночную окупаемость», - подчеркнули в Счетной палате.
«Требования по достижению целей Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы и решения приоритетных задач не сопоставляются с процессом технического переоснащения материально-производственных и опытно-научных баз предприятий ракетно-космической отрасли. Проводимые за счет бюджетных средств инвестиционные мероприятия определяются узкими коммерческими интересами отдельных организаций, непрозрачным механизмом распределения бюджетных средств, размыванием ответственности за результат инвестиций, что зачастую приводит к точечному поддержанию морально и физически устаревших производственных мощностей и не позволяет обеспечить выполнение поставленных перед ракетно-космической отраслью задач», - добавили в ведомстве.
«В целом результаты контрольного мероприятия свидетельствуют о том, что сложившаяся архитектура и технологии управления в сфере космической деятельности явно неконкурентоспособны, формируют значительные риски обеспечения целевых эффектов социально-экономического развития и безопасности страны, ведут к крайне расточительному расходованию выделяемых в приоритетном порядке бюджетных средств», - заключили в Счетной палате.