С 1 марта жизнь российских автомобилистов станет значительно легче. За возмещением убытков от ДТП можно будет обращаться в свою страховую компанию, а мелкие аварии разрешат оформлять самостоятельно. Тем не менее страховщики предупреждают: в нововведении много «подводных камней», и, возможно, некоторые из попавших в дорожные происшествия останутся без компенсационных денег.
Напомним, что с 1 марта в силу вступают поправки в закон об ОСАГО. Вводятся такие понятия, как «Прямое возмещение» и «Европротокол». Первое подразумевает, что в случае ДТП пострадавшая сторона обращается в свою страховую компанию. Второе означает, что оформить происшествие можно будет без участия сотрудников ГИБДД. Ранее планировалось, что эти поправки вступят в силу с 1 декабря минувшего года, но по инициативе страховщиков дата нововведения была перенесена на три месяца. Более того, руководители десяти страховых компаний написали письмо в Министерство финансов с просьбой перенести сроки вступления в силу этих поправок еще на два года.
Как пояснил корреспонденту Infox.ru представитель одной из этих страховых компаний, «когда эти письма готовились, ситуация была совершенно драматическая». По его словам, на тот момент не было ни разработано, ни принято массы документов, подзаконных актов и положений.
Так, например, «Европротокол» противоречил ст. 12.27 КоАП РФ, согласно которой «оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет за собой лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток». И это лишь один из большого перечня примеров всех нестыковок и противоречий.
«Сейчас очень много из тех тревоживших нас проблем уже разрешены, приняты в том числе изменения, которые в принципе позволяют нам заниматься этим урегулированием», -- рассказал Infox.ru Игорь Иванов, заместитель генерального директора по рекламе, маркетингу и PR компании «Ресо-Гарантия».
Несмотря на то что организационные и правовые вопросы решены, представители страховых компаний к изменениям в закон об ОСАГО относятся без энтузиазма. По их мнению, на фоне финансового кризиса введение прямого урегулирования убытков усложнит и без того нелегкое положение многих страховщиков. По оценкам специалистов, рынок ОСАГО еще не консолидировался.
«На рынке каким-то чудом остается еще довольно много мелких компаний из числа тех, что существовали на растущем рынке. Сейчас, в новых условиях, большинство из них не смогут остаться на плаву и обанкротятся», -- считает Игорь Иванов.
В такой ситуации страховщики, оставшиеся на рынке, будут вынуждены оплачивать убытки клиентам обанкротившихся компаний, а взыскать потраченные средства им будет не с кого. Эксперты полагают, что в течение года с рынка могут уйти несколько десятков компаний. По некоторым оценкам, среднегодовой объем выплат одной такой компании равен примерно 50 млн рублей. В связи с этим страховщики опасаются, что имеющегося компенсационного фонда просто-напросто не хватит на выплату убытков за все ушедшие с рынка компании.
Немало разочарований на начальном этапе прямое урегулирование убытков принесет и автовладельцам. Представители страховых компаний уверяют, что в первое время процент отказа в выплатах будет довольно высок. Прежде всего из-за неосведомленности и отсутствия практики самостоятельного оформления страховых случаев у самих водителей.
Исходя из опыта специалисты страхового рынка утверждают, что у автовладельцев зачастую возникают трудности с правильным оформлением ДТП и оценкой ущерба и ситуации в целом.
«Чтобы водитель, попавший в ДТП, мог обратиться непосредственно в свою страховую компанию и не вызывать инспекторов ГИБДД, счастливым образом должно совпасть несколько условий, и надо их четко знать», -- напоминает специалист страховой компании Игорь Иванов.
Как стало известно Infox.ru, речь в документе идет об изменении двух коэффициентов, применяемых при расчетах. Это региональный коэффициент (Кр) и коэффициент на мощность (Км). Планируется, что нижняя граница значений изменится с нынешних 0,5 до 0,55. При этом такие изменения не коснутся крупных городов, в частности Москвы, зато значительно увеличатся Кр в городах -- спутниках «миллионников». Это связано с тем, что многие водители, чьи автомобили зарегистрированы в области, ездят и, соответственно, разбивают свои машины по большей части в ближайших крупных городах.
Что касается Км, то его нижнюю границу собираются увеличить с 0,5 до 0,6 -- для маломощных машин. А вот для автомобилей с большой мощностью, наоборот, Км собираются уменьшить с 1,7 до 1,6. Таким образом, для владельцев маломощных авто ОСАГО немного подорожает, а для владельцев машин с большим объемом подешевеет.
«Как можно видеть, для одних водителей стоимость ОСАГО практически не изменится и даже подешевеет, а для некоторых владельцев небольших машин в определенных регионах стоимость поднимется в разы», -- сообщил источник.