Госдума отклонила законопроект об отмене транспортного налога и включении его в розничную стоимость бензина. Тем не менее аналитики уверены: со второй попытки законопроект будет принят, а значит, повышение цен на бензин не за горами.
Причина, по которой отклонили законопроект об отмене транспортного налога и включения его в стоимость бензина, -- возможное появление схем уклонения от уплаты налога. В частности, профильный комитет палаты по налогам и сборам предположил, что в случае принятия законопроекта граждане в массовом порядке подадутся в предприниматели, чтобы покупать бензин для личных нужд по оптовой цене. К тому же в случае внесения дорожного налога в цену бензина по дорогам страны практически бесплатно будет раскатывать пара тысяч автомобилей, использующих альтернативное топливо или передвигающихся на электротяге. И наконец, авторы законопроекта не учли, что огромное количество техники в России используется вне дорог: на полях, реках и стройках, а значит, брать с ее владельцев деньги на содержание дорог несправедливо.
Транспортный налог и справедливость
[v1] Таким образом, идея цивилизованного транспортного налога, как успели окрестить законопроект в прессе, опять осталась нереализованной.
Главное достоинство включения дорожного налога в стоимость бензина -- справедливость. В данном случае расчет происходит так же, как за электричество в розетке: сколько сжег, столько и заплатил. Второй плюс, несмотря на опасения чиновников из профильного комитета палаты по налогам и сборам, -- регулярность поступления налога в бюджет и его собираемость.
В нынешнем виде оплаты налога по квитанциям о 100-процентном поступлении денег налоговикам приходится только мечтать. Впрочем, инициативы, исходящие сверху, в России очень редко оборачиваются экономической пользой для народа. После увеличения акцизов путем включения в них дорожного налога цены на топливо выросли бы минимум на полтора рубля, а вслед за бензином и соляркой поменялись бы и прочие ценники. И притормозившая было инфляция вновь набрала бы обороты.
Кто может выиграть, а кто -- проиграть
Эксперты уже подсчитали, что включение транспортного налога в стоимость бензина выгодно прежде всего владельцам дорогих и мощных автомобилей, которые сегодня платят налог исходя из количества «лошадок» под капотом. Однако расход бензина на этих автомобилях зачастую меньше, чем на слабосильной, но недорогой «Волге». Таким образом, величина транспортного налога для владельцев дорогущих иномарок может упасть в несколько раз, сравнявшись с суммами, которые придется платить за передвижение на обычных российских машинах. В числе проигравших, напротив, окажутся владельцы автомобилей малого и среднего класса. Те, кто без машины жить не может. В безусловном выигрыше оказались бы пенсионеры, использующие автомобили лишь в дачную пору по два раза в неделю.
Впрочем, рост цен и размеры налогов волнуют больше простой народ. Официально названный недоработанным законопроект мог не понравиться многим парламентариям совершенно по другой причине.
Так называемый транспортный налог, собираемый сегодня, к непосредственно дорожному фонду (копилка, из которой и берут деньги на ремонт и модернизацию дорог) отношения не имеет вовсе, по сути, являясь имущественным налогом, величина которого исчисляется по мощности автомобиля. Но самое главное -- перечислялись эти деньги в региональные бюджеты. А если транспортный налог будет включен в цену бензина, многие губернии лишатся солидных средств, которые, не секрет, нередко использовались не по назначению.
Впрочем, многие эксперты предпочитают другую, более нейтральную версию. В частности, Павел Струков, аналитик центра исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков «Кортес», считает, что красный свет законопроекту был дан из-за его слабой проработанности и что вынесение его на повторное рассмотрение лишь вопрос времени.
Скорее всего, случится это не раньше осени, когда основные полевые работы и дачный сезон будут позади. Изменять схему налогообложения и, следовательно, поднимать цену на топливо в горячую пору власти вряд ли решатся.