Китайцы за месяц купили автомобилей больше, чем россияне за год
Всего месяц понадобился китайскому авторынку, чтобы продать 1 млн 660 тыс. автомобилей. Эта цифра в 1,2 раза выше прошлогодних итогов продаж в Китае за январь и больше показателей России за весь год.
Более того, падение, которое продемонстрировал отечественный авторынок в первый месяц 2010 года, позволяет предположить, что к концу года разница между объемами китайского и российского автомобильных рынков станет двадцатикратной. За весь минувший год в России было продано 1,47 млн автомобилей, а в январе 2010 -- всего 74 тыс..
А вот в Китае положительная динамика наблюдается уже в течение нескольких месяцев. С декабря 2009 года местный рынок является крупнейшим в мире. Вместе с грузовыми автомобилями он составляет 2,7 млн автомобилей в месяц.
Реальность обгоняет даже смелые прогнозы одного из крупнейших исследовательских агентств США JD Power, оценившего рынок легковых автомобилей Китая в 2010 году в 9 млн машин. Интересно, что в JD Power ошиблись не только с количеством машин, но и со сроками выхода Китая на первое место. Еще в 2009 году специалисты агентства заявляли, что случится это не ранее чем в 2025 году.
Россияне еще недавно удивляли не меньше. Обгоняя прогнозы экспертов в разы, авторынок удваивался чуть ли не ежегодно, и еще в середине 2008 года казалось, что к декабрю продажи машин наконец-то перевалят отметку в 3 млн машин в год. Тогда российский авторынок стал бы крупнейшим в Европе, обогнав вечного лидера -- Германию, и впереди бы остались лишь США, Япония и Китай. Увы, кризис ударил по отечественному рынку настолько сильно, что о четвертом месте в мировом рейтинге мы уже не задумываемся. Сейчас Россия -- номер пять в Европе, а скоро уступит и это место Испании.
Другой сюрприз китайцы преподнесли японцам, отобрав у них мировое первенство в автопроизводстве. В 2009 году объем производства автомобилей в Китае вырос на 47,8% и достиг 13,8 млн машин. Подобный прорыв -- во многом результат национальной программы поддержки автопрома, принятой правительством КНР в марте 2009 года -- как раз тогда, когда правительство РФ выделило первые миллиарды безвозвратных кредитов «АвтоВАЗу».
Китайская программа предусматривает десятипроцентный ежегодный рост производства и продаж автомобилей, а также создание нескольких автогигантов с годовым объемом производства более 2 млн автомобилей. Кроме того, появится еще четыре-пять новых компаний, каждая из которых будет выпускать около миллиона машин в год.
Примечательно, что наряду с ростом продаж автомобилей в самой Поднебесной, экспорт китайских машин упал почти вдвое. В 2009 году Китай продал за границей менее 400 тыс. автомобилей и ввез на внутренний рынок 420 тыс. -- импорт впервые превысил экспорт.
Тем не менее ожидать затоваривания китайского авторынка не приходится. По данным «Народного радио Китая», летом 2009 года в стране было зарегистрировано 170 млн автомобилей, а число китайцев, имеющих водительские права, превысило 180 млн.