Москва
3 января ‘25
Пятница

Спецсубъект стал объектом поправок

Грубые нарушения правил дорожного движения чиновниками и дипломатами могут остаться безнаказанными. МВД РФ разработало ряд поправок в Административный регламент, которые, в частности, позволят так называемым спецсубъектам управлять автомобилем даже в состоянии алкогольного опьянения.

Так называемые спецсубъекты получили возможность избежать ответственности за нарушение ПДД и даже за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии. По требованию Генпрокуратуры МВД РФ внесло в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения поправки, которые не позволяют сотруднику ДПС оформлять протокол об административном правонарушении в отношении спецсубъектов и направлять их на медицинское освидетельствование.

Гаишник должен в такой ситуации «незамедлительно передать информацию о нарушении в дежурную часть и составить рапорт для передачи своему непосредственному начальнику. И хотя инспектору предписано не допускать дальнейшего движения пьяного чиновника за рулем, исполнить это указание можно только с помощью убеждения. Других возможностей отстранить от управления нетрезвого водителя, предъявившего соответствующее удостоверение, регламент не предусматривает.

Согласно новой редакции регламента «к должностным лицам, выполняющим определенные государственные функции, в отношении которых действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, относятся:

зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации (пункт 1); член Совета Федерации, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (пункт 2); депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3); зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (пункт 4); зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления, зарегистрированный кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления (5); Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (6); член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (7); судьи (8); прокуроры и следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (9)».

При этом в отношении должностных лиц, указанных в пунктах втором, пятом, шестом и восьмом, применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении осуществляется на общих основаниях. А иммунитет зарегистрированных кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления и кандидатов на должность выборного должностного лица местного самоуправления действует только на территории соответствующего муниципального образования.

К спецсубъектам можно в какой-то мере отнести и иностранных граждан, пользующихся дипломатическим иммунитетом. Если иностранные дипломаты совершают административное правонарушение, то сотрудник ГИБДД должен составить протокол либо вынести определение о возбуждении дела об административном правонарушении, но все документы он обязан возвратить владельцу, так как «меры обеспечения производства» к таким лицам не применяются. Однако если есть достаточные основания полагать, что иностранный дипломат управляет транспортным средством в состоянии опьянения, то в целях обеспечения безопасности других участников дорожного движения гаишник имеет право принять «меры к прекращению дальнейшего движения транспортного средства». Но он обязан сообщить об этом в дежурную часть, чтобы соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение было немедленно проинформировано о случившемся.

Наконец, в новой редакции регламента сотруднику ДПС предоставлено право совершать в отношении дипломатов действия, которые могут быть расценены как осмотр транспортного средства, «только на основании ориентировок». Не должны также предъявляться требования, которые могут быть расценены как обыск или досмотр (открыть капот, багажное отделение и иные), поскольку обыск или досмотр осуществляются только в присутствии понятых и с составлением соответствующего протокола.

Поправки, внесенные в регламент, касаются также пункта 43, где теперь сказано, что контроль за дорожным движением должен осуществляться таким образом, чтобы патрульный автомобиль, имеющий специальную цветографическую схему, стоял «таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения» и чтобы при этом «имелась возможность для своевременного пресечения правонарушения». Не допускаются умышленные действия сотрудников ГИБДД, «влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения» как самого патрульного автомобиля, так и его специальных звуковых и световых сигналов. А в темное время суток и в условиях ограниченной видимости на освещенных участках дорог сотрудник ГИБДД обязан иметь «светящийся жезл и световозвращающее снаряжение».

Впрочем, патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, например поворотами дороги, но только для обеспечения контроля за дорожным движением в аварийно-опасных местах, а также в случаях осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений ПДД.

Во всех остальных случаях наряд сотрудников, находящихся на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы, должен взаимодействовать с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которые в случае необходимости вправе пресекать нарушения и оформлять административные протоколы.

Полная версия