Москва
5 ноября ‘24
Вторник

Покупать списанную военную технику становится модным

На американском аукционе выставлен на продажу LARC LX -- военный транспорт размером с дом. При этом он стоит как банальный «Мерседес». И это не самая дорогая возможность для любителей брутальных автомобилей поиграть «в солдатики».

LARC LX был создан полвека назад и стал вершиной модельного ряда «Ларков». Самая маленькая из этих амфибий берет на борт 20 человек десанта. LARC LX же способен вместить 200 человек пехоты либо пару танков и другого вооружения -- всего до 100 тонн. Габариты этого катера на колесах подавляют: длина -- 20 м, ширина -- 8 м, высота -- 6 м. При этом цена послужившего во Вьетнаме «Ларка» -- лишь $125 тыс. Пока этот автомобиль, занимающий сразу четыре полосы на магистрали, ищет нового хозяина, рынок снятой с консервации военной техники живет своей насыщенной жизнью. Здесь есть клубы поклонников, аукционы и настоящие хиты продаж.

Америка

Помните, как создавался первый Willys? В 1938 году поступил заказ от военных, а в 1940-м тремя конкурирующими разработчиками (Willys Overland, Ford Motor и Bantam) было представлено по машине. Испытания показали, что Willys Quad самый подходящий для бойцов: и цена $750 небольшая, и в обслуживании машина совсем несложная, не зря двигатель первого «Виллиса» так и называли -- «Go-Devil» («иди к дьяволу»). Два других варианта легкого армейского внедорожника мировая история обошла стороной, хотя выпущено их было достаточно (около 3 тыс. единиц) и все они поступили на вооружение.

Некоторые из них были законсервированы, а далее сняты с хранения для продажи гражданским лицам. Конечно же, найти на аукционе тот самый Ford, который конкурировал с Willys 70 лет назад, почти невозможно -- антиквариат, однако «дембелей» в Америке предостаточно, и по вполне сносной цене они готовы послужить еще и на гражданской службе.

Willys в Америке до сих пор расходятся как горячие пирожки, рассказывает член американского клуба Off-road. Есть три категории Willys, продаваемых на аукционах. Первая -- антикварная. Найти оригинальную машину сложно, и стоить она будет недешево -- около $20 тыс. Однако если Willys нужен для использования в утилитарных целях, то вполне живой экземпляр можно взять за $1 тыс. Версия, переоборудованная для внедорожных гонок, может стоить сколько угодно, но, как правило, все варианты бюджетные и $2-3 тыс. будет достаточно.

Из более интересных транспортных средств на американских аукционах можно найти гусеничный транспортер M29C Studebaker 1944 года по цене от $35 тыс. или же грузовик-амфибию GM Army Duck Amphibious Truck того же года выпуска, но уже дешевле -- всего $19 тыс. По сходной цене $10 тыс. можно взять отслуживший во Вьетнаме речной патрульный катер PBR Mk 2, а всего за $500 -- разукомплектованный вертолет BellOH-58A Kiowa US Army 1970 года выпуска.

Спросом подобные лоты пользуются, как правило, среди немногочисленных коллекционеров, ведь, ровно как и в случае с колесной баржей LARC LX, практическое применение «Студебеккера» в мирных целях представить сложно.

Грузовик M35A2 Deuce Whistler Turbo Multi-fuel, наоборот, очень даже утилитарен. Особенность автомобиля 1974 года выпуска в том, что его двигатель мультитопливный, а эксплуатация разрешена на дорогах общего пользования. Кстати, и цена относительно невысокая -- чуть менее $3 тыс. при хорошем состоянии.

За $2 тыс. можно взять списанную военную версию Chevrolet Blazer образца конца 1980-х, которую отличают от гражданской версии раскраска хаки, крепление для пулемета и название -- 86 CUCV M1009. Поскольку подобная техника применима в повседневной жизни, она пользуется спросом и, как правило, за неделю находится несколько покупателей.

Интересно, что в качестве жилья в США можно купить старую ракетную шахту. Ракетоносец в качестве авто -- тем более. Другое дело, что ездить на нем нельзя -- он просто не создан для дорог. Как известно, свобода одного заканчивается кончиком носа другого -- это главный принцип по допуску техники на дорогу в большинстве штатов. Во-первых, техника по своим ТТХ должна соответствовать условиям эксплуатации, а во-вторых, не представлять угрозу для окружающих. Скажем, несмотря на наличие «штатного места для пулемета» и возможность легально владеть пулеметом в США, владелец «Блейзера» должен возить свой дробовик в багажнике, если хочет. Оружие должно быть не более доступно, чем для самообороны.

Европа

В Европе все по-другому: никаких оживших чудовищ, создаваемых для «Бури в пустыне», здесь нет. Европейская сухопутная военная техника, в том числе и списанная, максимально приближена к гражданским авто и чрезвычайно функциональна.

Своего рода хитом вполне объяснимо считается австрийский военный фургон Puch Pinzgauer. Поклонников марки, клубы которой есть в Австрии, Германии, Швеции, Дании, Норвегии и многих других странах, понять можно. Во-первых, требования «военного» заказчика к Pinzgauer (легкость, проходимость, грузоподъемность) вполне актуальны и для гражданских пользователей: кому ездить на охоту по болотам, кому привезти шкаф из IKEA, не царапая семейный хетчбэк. Во-вторых, машина действительно небольшая по армейским меркам и сопоставима по габаритам с «Газелью», а значит, с передвижением по дорогам или хранением проблем особых не возникает. В-третьих, «дедушка Гелендвагана» (именно инженеры Pinzgauer проектировали Mercedes G-класса) по-спартански неприхотлив: самый популярный двигатель: обычный 2,5-литровый «бензин» воздушного охлаждения, развивающий 92 л. с. В-четвертых, Pinzgauer в Европе самая настоящая инвестиция, ведь цена их растет. Как рассказывает владелец трехосного Pinzgauer в экспедиционной комплектации за €48 тыс. (в фургоне есть кровать, кухня и стол), на каждую комплектацию, даже экзотическую, есть свой покупатель, и цена зависит от состояния, а не от года выпуска. Средняя цена на Pinzgauer -- €20 тыс.

Близким по габаритам и предназначению считают Mercedes-Benz Unimog -- машина 1970-х годов стоит около €8 тыс. -- или же снятый с вооружения MAN 8.136 FAL 4x4 конца 1980-х за €15 тыс.

За €13 тыс. можно взять бывший санитарный грузовик Unimog U 1300 435 1985 года выпуска (по размерам сопоставим с ГАЗ-66) или же Magirus Deutz, внешне схожий с легендарной «Полуторкой».

Россия

Говорят, в России можно купить даже танк, однако самое радикальное предложение, которое нам удалось отыскать, -- ПТС-2 (плавающее транспортное средство среднее). Справедливости ради отметим, что среднее оно только по сравнению с «Ларком», а по меркам обычного авто 710-сильная амфибия 3,3 м шириной -- громадная. Как пояснил продавец, подобная техника требует сложного переоборудования для использования, но популярна среди геологов.

А вот БРДМ (бронированная разведывательно-дозорная машина) или БТР (бронетранспортер) -- товар популярный. Первый в нормальном состоянии стоит от 500 тыс. руб., а второй -- от 1,5 млн. Другой вопрос, что с ним делать: пассажирам в них неудобно, водителю тем более, грузы не помещаются, а затраты на обслуживание обещают быть немаленькими. И совершенно отдельная тема -- регистрация и право управления. Когда технику снимают с консервации, ей присваивают статус, по которому она будет либо автомобилем, либо трактором. Последний не рассчитан для езды по дорогам общего пользования. Впрочем, фирмы, торгующие подобными товарами, ухитряются ставить их на учет в ГАИ, и новые владельцы получают право ездить на БТР по дорогам общего пользования. Конечно, на них ставят зеркала и вырезают дополнительные окна, чтобы хоть что-то видеть. Правда, БРДМ и БТР еще и плавают, а поэтому если нужно на чем-то подобном объезжать пробку на подъезде к Москве по Клязьме, то для этого потребуются еще и права на управление маломерными судами.

Однако если у вас есть желание или потребность выезжать (выплывать) в труднодоступные уголки нашей родины, примерно 1 млн руб. и права двух категории D (либо удостоверение тракториста-машиниста, если БТР стал «трактором»), то юридическая возможность приобрести такую игрушку есть. Конечно же, пушки и другое военное оборудование должны быть сняты.

Совершенно другое дело грузовики. ГАЗ-66 с консервации совсем не экзотика, а для многих уголков страны -- заманчивое рыночное предложение: и состояние хорошее (при правильной консервации), и цена, от 200 тыс. руб., приемлемая. Самые распространенные версии -- бортовые (для переброски личного состава) и с кунгом (в армии обычно их используют в качестве мобильного штаба).

Трехосный ЗИЛ-131 подороже. Например, грузовая версия грузовика обойдется в 250 тыс. руб., а санитарная -- в 300 тыс. Важно отметить, что подобную технику распродают фирмы, выкупившие ее некоторое время назад оптом в одной из частей. Именно поэтому, например, «уазик», только снятый с консервации, найти очень сложно -- на них всегда есть «свои» покупатели.

Полная версия