Москва
5 ноября ‘24
Вторник

Платные дороги: за что с нас будут брать деньги?

Правительство России утвердило Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автодорогам. Согласно этому документу, нам придется платить от 3 до 5 рублей за каждый километр проезда по таким дорогам. Однако за что мы должны платить свои кровные? За какие именно услуги?

Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог, утвержденные Постановлением правительства РФ от 19 января 2010 г. № 18, устанавливают обязанность оператора (компании, эксплуатирующей данный отрезок дороги) предоставить пользователю право проезда и организовать дорожное движение в соответствии с требованиями законодательства РФ. Пользователь, то есть водитель транспортного средства, будет обязан оплатить предоставленную услугу. Однако нигде не говорится о качестве этой услуги, то есть о состоянии той дороги, за которую взимается плата. И как быть, если вместо удовольствия от проезда по магистрали водитель получает головную боль от рытвин и ухабов, сколько полос должно быть на платной трассе, какова ее пропускная способность, и может ли быть платной дорога, на которой движение ограничено скоростью 40 км в час? Об этом в Правилах также ничего не сказано.

Зато очень подробно описываются именно вопросы платы за проезд. Итак, пользователь заключает с оператором договор одним из следующих способов:

«а) въезжает на платную автомобильную дорогу;

б) оплачивает проезд в пункте взимания платы;

в) оплачивает проездной талон;

г) приобретает в собственность или в аренду техническое средство автоматической электронной оплаты».

Методика расчета платы за проезд транспорта по платным автодорогам и максимальный размер такой платы утверждаются правительством РФ. При этом размер платы за проезд по платной автомобильной дороге может быть дифференцированным для различных категорий транспортных средств «в зависимости от времени суток, дня недели или месяца года». Таким образом, размер платы за проезд по платной дороге устанавливается самим оператором, не имеющим, правда, права требовать каких-либо иных платежей, кроме платы за проезд.

Проезд без взимания платы или со скидкой будет разрешен отдельным категориям пользователей в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Для того чтобы льготники не стояли в общих очередях, в пункте взимания платы оператор должен оборудовать специальный пропускной пункт, «обеспечивающий пропуск транспортных средств, имеющих право льготного проезда или право проезда без взимания платы».

Еще до заключения договора оператор должен предоставить пользователю полную и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их выбора. Этот пункт сразу же вызвал вопрос – как загодя узнать обо всех условиях оплаты, если на машине установлено техническое средство автоматической электронной оплаты? Ведь у каждого оператора могут быть свои условия, а техническое средство приобретается один раз для проезда по всем платным дорогам.

При въезде на платную дорогу информация размещается на электронном табло. Но в местах продажи проездных талонов и местах продажи, аренды и установки технических средств автоматической электронной оплаты информация, видимо, будет предоставляться в печатном виде. В документе, к сожалению, этот момент не уточняется.

Информация должна предоставляться не только на русском языке, но и, по усмотрению оператора, на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ, а также иностранных языках.

Что же должно содержаться в информационных материалах?

Там, согласно правительственному документу, следует указывать:

«а) схему платной автомобильной дороги с указанием начального пункта платной автомобильной дороги и обозначением пунктов взимания платы и маршрута альтернативного бесплатного проезда;

б) полное официальное наименование, адрес (место нахождения) и сведения о государственной регистрации оператора;

в) условия договора и порядок оплаты услуг, предоставляемых оператором, в том числе:

размер платы для различных категорий транспортных средств в зависимости от времени суток, дня недели или месяца года;

размер и правила предоставления скидок по оплате проезда в зависимости от частоты и (или) регулярности поездок;

порядок, способы (формы) и система оплаты проезда;

г) перечень пользователей, имеющих право проезда без взимания платы или право льготного проезда, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг».

Кроме того, пользователю обязаны сообщить адреса и номера телефонов аварийной службы оператора, подразделения оператора, осуществляющего прием претензий пользователей, подразделения ГИБДД, обслуживающего платную автомобильную дорогу, подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления (если такое имеется).

В правилах говорится, что «отказ оператора от заключения с пользователем договора при наличии возможности проезда по платной автомобильной дороге не допускается». Однако не уточняется, распространяется ли этот пункт на неисправные или загрязненные транспортные средства, а также на водителей, от которых попахивает алкоголем. Оператор вправе не открывать барьер (шлагбаум) и не пропускать через пункт взимания платы лишь пользователей, избегающих оплаты проезда.

Кстати, тут же возникает вопрос о допустимости проверки автомобилей на пункте взимания платы. И кто осуществляет такую проверку – только сотрудники ГИБДД или еще кто-либо? Поскольку такой пункт может быть оборудован барьерами (шлагбаумами), скорость проезда по трассе неминуемо снизится, если не установить довольно значительное число шлагбаумов. Но и этот вопрос Правила почему-то обходят стороной, оговаривая лишь обязанность оператора исключить образование дорожных заторов.

Зато оператор обязан бесплатно переместить на охраняемую стоянку сломавшийся или попавший в ДТП автомобиль. При этом плата за эвакуацию и за первые сутки хранения на охраняемой стоянке не взимается.

Оператор также обязан информировать пользователей «об аварийной или о чрезвычайной ситуации на платной автомобильной дороге, неблагоприятных погодных условиях, повышающих опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, и других обстоятельствах, влияющих на безопасность дорожного движения».

Когда оплата осуществляется наличными, пользователь обязан сохранять документ об оплате проезда до момента выезда с платной дороги. Значит, какая-то сумма была внесена еще при въезде на платную дорогу. Предположим, что водитель уплатил за 100 километров проезда, но проскочил нужный выезд. Если на следующем выезде он откажется переплачивать, то его, согласно Правилам, не должны пропустить за шлагбаум. Значит ли это, что придется возвращаться по этой же платной дороге до пропущенного выезда?

Глава Минтранса Игорь Левитин ранее подчеркивал, что у платных дорог обязательно будет бесплатная альтернатива. Правила рассчитаны именно на это, но в них ничего не сказано о том, может ли эта «альтернатива» быть в 3-4, а то и в 10 раз длиннее, чем платный участок дороги.

Кстати, по словам Левитина, строительство платных дорог в России начнется во втором квартале 2010 года, поэтому документ еще можно доработать до того момента, когда он начнет реально действовать.

Полная версия