На автомобилистах вновь собираются заработать
Автомобильные очереди на таможне могут стать значительно длиннее. Депутаты предлагают наносить на все ввозимые в Россию на срок более полугода автомобили специальное противоугонное покрытие. Плата за маркировку может составить от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
Речь идет об австралийской технологии нанесения идентификационных данных с помощью невидимого для глаза полимерного покрытия. Это покрытие наносится на все дорогостоящие детали автомобиля -- части кузова, узлы и агрегаты. В результате автомобиль маркируется в общей сложности 10 тыс. точек идентификации, содержащими всю информацию как об автомобиле, так и о его владельце. Основа покрытия -- специальный полимер, который невосприимчив к маслам, дорожной соли, перепадам температуры, слабым кислотам, бензину, воде и растворителям.
Невооруженным глазом покрытие невидимо. Однако любой сотрудник ГИБДД с помощью специального прибора может за пару минут проверить автомобиль на предмет угона. Более того, еще одной функцией, которую может нести Data Dot, может стать информация о таможенной чистоте автомобиля. Автор проекта депутат Сергей Шишкарев предлагает сделать подобную маркировку обязательной также для всех автомобилей, прибывающих в Россию на срок более чем полгода. А для облегчения работы инспекторов Шишкарев предлагает запретить эксплуатацию автомобилей, не имеющих Data Dot. Соответствующие поправки в закон «О безопасности дорожного движения», Таможенный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях уже внесены в Госдуму.
Таким образом, если означенные поправки будут приняты, при ввозе в страну нового или подержанного автомобиля частными или юридическими лицами в процедуру таможенного оформления войдет и процесс нанесения маркировки Data Dot. Это означает, что время прохождения каждого автомобиля через таможню увеличится минимум на 20 минут.
Любопытно, что эксклюзивными правами на маркировку автомобилей по данной технологии обладает внешнеэкономическое объединение «Машиноимпорт», а значит, все деньги пойдут через одну негосударственную структуру. Учитывая число автомобилей, ввезенных в Россию в минувшем году (более 500 тыс.), речь может идти о суммах в несколько миллионов долларов.
Впрочем, шансов на то, что инициатива Шишкарева будет одобрена в нижней палате парламента, не так много.
Во-первых, многие специалисты видят противоречие в нанесении маркировки на границе и занесении в нее данных владельца, так как более 90% автомобилей, ввозимых на территорию РФ, не имеет хозяина.
Во-вторых, с подобной инициативой депутат Шишкарев выступает не впервые. Год назад им уже был разработан законопроект, предусматривающий маркировку всех автомобилей в России (более 35 млн машин), но он так и не был прият.
В-третьих, попыток внедрения всевозможных противоугонных маркировок в России было уже несколько. Некоторые из них также имели поддержку на государственном уровне. Более того, калининградский завод «Автотор» даже внедрял маркировку Data Dot на конвейере. Тем не менее вряд ли кто-нибудь сталкивался со случаями ультрафиолетового (в УФ-свете покрытие становится заметным) обследования своего автомобиля сотрудниками ГИБДД. Да и статистики раскрытых благодаря Data Dot похищений нет.
Так что если новый законопроект все-таки будет одобрен, он станет еще одним «налогом на непонятно что».