Если нарколог не смог установить причину опьянения, водитель будет считаться трезвым. Верховный суд внес поправки в порядок медосвидетельствования автомобилистов.
За подозрение в пьянстве водителя прав не лишат. Отныне, прежде чем направить водителя на медэкспертизу, инспектор должен установить факт опьянения. Да и косвенные признаки, благодаря которым наркологи могли обвинить в «употреблении» даже непьющих водителей, также перестанут приниматься во внимание. Верховный суд РФ отменил два положения инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством.
Первая поправка отменяет формулировку «отравление неустановленным веществом». До принятия поправок врачи, проводившие медицинское освидетельствование водителей, могли вынести такое заключение, если проведенные тесты не дали положительных результатов, но у водителя при этом присутствуют клинические признаки опьянения. Фактически благодаря ей признать пьяным можно было любого. К тому же помимо прямых признаков опьянения -- запаха алкоголя, неустойчивой позы, неадекватного поведения при вынесении вердикта медики порой руководствовались и косвенными признаками, такими как мятая одежда, покрасневшие глаза или даже ссадины.
Так, человек с гипертоническим кризом или высокой температурой при визуальной оценке вполне может сойти за опьяненного неизвестным веществом, потому что клинические признаки опьянения и заболевания практически совпадают: «Жалоб нет, нервозен, возбужден, расторможен, в пространстве ориентирован, речь ускоренная, цвет лица обычной окраски, язык окрашен серым налетом, пульс 70, давление 130/80, зрачки расширены, реакция на свет вялая, нистагм при взгляде в стороны горизонтальный, двигательная сфера расторможена, мимика оживленная, походка без особенностей, движения размашистые, в позе Ромберга неустойчив».
Вторая поправка касается самих инспекторов ДПС: отныне, прежде чем отправить водителя к наркологу, инспектору придется удостовериться в своих догадках с помощью сертифицированного алкотестера, распечатывающего результаты проверки на бумаге. Нет прибора -- нет и направления на медосвидетельствование.
Таким образом, отправить водителя на медосвидетельствование сейчас можно, только если он отказывается дуть в трубку или если в выдохе прибор зафиксировал содержание алкоголя больше чем 0,3 промилле. Процесс освидетельствования на месте обязательно должен проходить в присутствии двух понятых (не из числа сотрудников ДПС), которые должны расписаться в протоколе. Если же водителя везут к наркологу без предварительной проверки на сертифицированном алкотестере, это уже нарушение процессуальной нормы. И даже если врач скажет: «Пьян!» -- нельзя будет приобщить такое заключение к делу.
Исключение из инструкций наркологов этих двух положений не означает, что дороги тут же заполнят сотни одурманенных водителей. Как пояснил корреспонденту Infox.ru эксперт-нарколог одной из московских клиник, пожелавший остаться неизвестным, во время наркологической экспертизы учитывается совокупность признаков. Делается это для оптимизации диагноза, так как ни одно вещество не выявляется на 100%. Случаи, когда у пьяных водителей ничего не находят в организме, единичны.
Однако председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что такие поправки необходимы и должны быть записаны в федеральном законодательстве, а не в инструкциях Минздрава. По его словам, признание человека пьяным без обнаруженных в крови веществ противоречит закону. «Если лаборатория не может определить вещество, то необходимо совершенствовать лабораторию», -- считает Похмелкин.